Собеседование. Тайный язык. Часть 1


Главная

Обзор рынка труда

Менеджмент

Ищем работу

Строим карьеру

Образование

Профессия

Миграция

Юмор

Другие темы

Все статьи

Ваше мнение

LiveJournal

Кадровые агентства

Job-ресурсы

Для HR менеджеров

Образование

Немного об авторе

Карта сайта

Rambler's Top100

И первый взгляд как первая любовь…   или - как мы проводим собеседование


Как часто при первой встрече (она же единственная) вам приходиться принимать решение: быть или не быть?

Да почти на каждом финальном собеседовании, которое, вам как руководителю приходиться проводить не так уж и редко.

Почему же одного человека, едва побеседовав с ним несколько минут или пожав ему руку, мы готовы признать "своим", а другого, не смотря на внушительный послужной список и реальные рекомендации с предыдущего места службы, мы не видим членом "своей команды"?

Руководителю, как и большинству других людей свойственно принимать решение, часто опираясь на подспудные, трудно формулируемые признаки, те что психологи называют термином under-line. И хорошо если в этой ситуации ваша интуиция не молчит, а однозначно подает свой голос "за" или "против" вашего собеседника.

Те же психологи утверждают, что первое (и наиболее стойкое впечатление) складывается у собеседников друг о друге в течении первых 30 секунд общения, а внимательно вслушиваемся в слова собеседника мы в течении первых 1.5 - 2 минут. И все - дело сделано, а внутренний "приговор" произнесен.

Все дело в том, что наш мозг, как губка неосознанно впитывает все сигналы, которые часто неосознанно подает нам собеседник.

Нахмурился и опустил вниз глаза? - значит он недоволен чем-то произнесенным вами.

Улыбается и подается при ответе вперед? - значит вы ему нравитесь, и он с вами согласен.

Весь этот набор сигналов, куда входят позы и выражение лица, интонации и манера одеваться - принято называть термином "невербальное общение".

Жесты, мимика, манера говорить (интонации, тон, паузы), манера одеваться и двигаться (походка, положение в пространстве) входят в понятие "невербальное общение". Если обратиться к научным данным, то они свидетельствуют, что только за счет слов информация передается на 7%, за счет звуковых средств (включая тон голоса, интонацию и т. п. ) — на 30–40%, за счет мимики, жестов, позы — на 50–70%. Получается, что наиболее значимо не то, что говорится, а как это делается.

Однако, далеко не все мы являемся прирожденными психологами, а ведь от вашего решения зависит каким человеком пополниться команда и ошибка здесь может обойтись вам слишком дорого.

Но как "расшифровать" этот код?

Давайте посмотрим, что же может означать язык таинственных сигналов.

Вот несколько простейших "подсказок", которые помогут вам определиться с оценкой собеседника. Какие-то из них я нащупала сама, какие-то почерпнула из специальной литературы. Общее у них одно - они работают! Мне этот словарь помогает принимать решения в личной жизни, помогает решать и производственные вопросы. Надеюсь - будет полезен и вам.

Впрочем, еще одна оговорка - подобные "интуитивные" озарения нельзя принимать в качестве безусловного приговора. Скорее - это повод для размышления.

Одежда

Как правило первое, на что бы обращаем внимание в незнакомом человеке - это одежда. Дама оглядывая даму отметит фасон и расцветку, мужчина возможно будет не так внимателен к деталям, но общее впечатление об "уместности" или "неуместности" этого костюма, отложиться непременно.

Рискуя показаться банальной, все же повторю - деловые переговоры подразумевают деловой костюм. Кроссовки, джинсы, как впрочем, и вечернее платье, не взирая на их безусловную привлекательность, почему-то не входят в этот список.

Однако, на мой взгляд в выборе одежды, в первую очередь важна уместность. То есть для нас при принятии решения, крайне важно, то как человек "вписался" в стиль уже существующий в компании. Один и тот же костюм от Hugo Boss будут великолепно воспринят в молодой динамичной компании, с некоторым сомнением - в консервативном западном банке, и покажется совершенно неуместным в приемной директора завода по производству сельхозтехники.

И все же общие правила существуют: одежда должна быть несколько консервативна, темных, приглушенных тонов (исключение может составить только период тропической жары, настигающий Москву раз в два года). Аксессуары и украшение должны быть не броскими.

Обувь - по сезону и ухоженная.

На что стоит обратить внимание:

Слишком дорогая одежда. Этот признак скорее не благоприятный. Нет, никто не говорит о том, что ваш собеседник должен приходить на встречу в рубище. Дорогой костюм для руководителя отдела продаж, скорее будет плюсом, свидетельствующем о его умении зарабатывать деньги. Однако , если в дорогой костюм одет претендент на стартовую позицию в вашей компании, не предполагающей большой зарплата, впору задуматься. Скорее всего этот кандидат привык рассчитывать на совсем другой уровень доходов и вряд ли задержится на этой позиции надолго. Дорогая одежда молодой дамы, претендующей на должность секретаря - референта должна намекнуть вам на то, что ваша собеседница скорее всего живет за счет своего мужа или родителей, способных обеспечить ее всем необходимым. А значить, скорее всего работа в вашей компании будет для нее лишь способом "приятного время препровождения" и средством утверждения амбиций. Вряд ли такой работник принесет пользу делу.

Напротив, слишком дешевая одежда кандидата сигнализирует о том, что его финансовые дела, отнюдь не столь хороши, как хотелось бы. И если вы принимаете на работу недавнего выпускника, эта ситуация вполне объяснима, то дешевый костюм претендента на пост финансового директора должен вас насторожить. Правда бывают люди, которые относятся к своему внешнему виду небрежно, покупая то, что "подвернется под руку". Но и этот факт не говорит в их пользу: если человек небрежен к себе любимому, где гарантия того, что он будет внимателен к данным ему поручениям?

Слишком яркая одежда говорит о том, что ваш собеседник стремиться подчеркнуть свою значимость, обратить на себя внимание.

И наоборот, излишне консервативная одежда, выдержанная с соблюдением всех правил этикета, свидетельствует о том, что кандидат изначально стремиться подчеркнуть свои деловые качества. Интересно, зачем? Может быть он опасается, что того что указанно в его резюме недостаточно?

Вообще, замечу, что четкую приверженность условностям принятым в обществе демонстрируют люди, как правило не уверенные в себе, не желающие принимать на себя ответственность. Вы смотрите на такого человека, но видите не его, а среднестатистического клерка. Так, микримируя под внешнюю среду, человек избавляется от ответственности за свои решения: весь его вид как будто говорит "Их принял не Я! Просто так полагается!".

С другой стороны, слегка небрежный немного нарочито непринужденный облик собеседника, как правило, скрывает под собой неординарную личность. Скорее всего этому человеку прекрасно известны правила игры, но он не хочет примерять их на себя. Такие люди обладают нетрадиционным стилем мышления и свежими идеями. Однако нередко их излишняя независимость, может стать препятствием, при попытке ими управлять.

А вот любой остро модный стиль, в избытке присутствующий в одежде, говорит о вашем собеседнике как о человеке внушаемом, с не сформировавшимися вкусами и убеждениями. И при этом, не так важно, сидит ли перед вами молодец, весь в черном и пиратской серьгой или красотка в костюме а-ля "дети цветов".

Все выше перечисленное можно смело отнести и к обуви, в которой пожаловал к вам кандидат.

Сочетание дорогой одежды и дешевой обуви говорит о стремлении "пустить пыль в глаза", обратная комбинация - о спокойном самоуважении, стремлении к постоянству.

Грязная, поношенная обувь должна сразу стать для вас сигналом о крайней неаккуратности и невнимательности кандидата.

Аксессуары

Не мало любопытных выводов можно сделать , наблюдая какие аксессуары выбирают люди.
Причем иногда, такая вот небольшая деталь может сказать о человеке больше самого тщательного осмотра.

Например, крупные дорогие украшения носят люди, претендующие на власть и лидерские позиции в коллективе. Так что вполне возможно, что приняв на работу обстоятельного бухгалтера щеголяющую брошью размером с тележное колесо, через пол года вы с удивлением обнаружите, что она подмяла под себя весь ваш коллектив. И все чихнуть бояться, - что еще скажет Стела Георгиевна!

Аксессуары не стандартные свидетельствуют о независимости и самоуверенности человека. И если к вам на собеседование пожаловала дизайнерша в серьгах, напоминающих антенны гуманоидов, подумайте, может быть ее заявление о собственной гениальности не лишено оснований?

К сожалению, один предмет ни при каких обстоятельствах не возможно отнести к деловым аксессуарам. Имя ему полиэтиленовый пакет. И если к вам на собеседование (или того пуще, на переговоры) пожалует человек с полиэтиленовым пакетом в руках, особенно почему-то этим грешат мужчины, мысленно можете ставить на нем крест. Этот человек или абсолютно не знаком с правилами делового этикета или сознательно их игнорирует. То есть он либо вовсе "дик" или ему абсолютно наплевать на существующие правила, и тогда - зачем он вам нужен? Все выше сказанное вполне относиться и к хозяйственным сумкам в хрупких женских руках.

Дорогая ручка, часы, портфель - свидетельство того, что человек чувствует себя уверенно. Однако, будьте настороже, если собеседник излишне настойчиво вам их демонстрирует. Скорее всего, это означает, что он еще не привык к собственному успеху или придает излишнее внимание, своему статусу и престижу. В моей рекрутерской практике был случай, когда кандидату на должность менеджера среднего звена, было отказано именно из-за того что на собеседование он пришел в дорогих стильных часах. Работодатель позже сказал мне, что не хочет брать на работу человека, привычки которого не соответствуют предполагаемому доходу.

Мобильные телефоны в последнее время стали явлением привычным и могут быть смело отнесены к разряду деловых аксессуаров. Успели сформироваться и правила хорошего тона в обращении с ними. Так например, если ваш собеседник не отключил свой телефон на время встречи с вами, или еще чего доброго выложил его перед собой на стол, - читайте между строк - "Сегодняшняя встреча не слишком-то важна для меня. Так что не задирай нос".

Конечно одежда, точнее ее стиль - не главное в человеке. Но ведь что-то же он хотел вам этим продемонстрировать?

Во второй части статьи мы коснемся тех "сигналов", "знаков", которые подает нам собеседник своей манерой держаться, жестикуляцией и позой.

продолжение материала читайте в статье "Тайный язык. часть 2"

Анна Несмеева, "Директор-Инфо" 2002



Сайт создан в системе uCoz