Главная
Обзор рынка труда
Менеджмент
Ищем работу
Строим карьеру
Образование
Профессия
Миграция
Юмор
Другие темы
Все статьи
Ваше мнение
LiveJournal
Кадровые агентства
Job-ресурсы
Для HR менеджеров
Образование
Немного об авторе
Карта сайта

Rambler's Top100

 


Весь мир - театр

      "Весь мир театр, а люди в нем - актеры".
У.Шекспир

Веселая пьеса с провальным концом…

Прав, прав был старик Вильям. Люди действительно играют. Всю жизнь, примеряя на себя различные роли. И жизнь вашей фирмы здесь не исключение. В сущности, идеальное функционирование вашей фирмы как организма обеспечивает с одной стороны правильная бизнес-модель, когда каждый точно знает, что делать и за что он отвечает. То есть менеджер по продажам в этой схеме продает, бухгалтер сводит баланс, а рекламщик продвигает продукцию фирмы. Все это так. Но оборотной стороной сухих строк должностных инструкций являются живые люди, которые могут справиться или не справляются со своей работой. То есть, проще говоря, личности ваших подчиненных не должны находиться в противоречии с возложенной на них задачей.

С чего начинается работа успешной театральной труппы?

Разумеется с верного подбора состава исполнителей и вспомогательного персонала. Представляете, сколько проблем породит существование в одной труппе двух героев-любовников и отсутствие исполнителя на роли характерных старух? А если при этом осветитель хочет работать литературным агентом, а буфетчица спит и видит себя в роли примы?

Такой театр неминуемо ждет скорый крах. Буфет будет работать из рук вон плохо, свет на сцене превратит актеров в живые трупы, а красавцы-соперники расквасят друг другу носы перед премьерой.

Думаете, это происходит только в мире театральных софитов и артистического темперамента? Ничуть не бывало. Все то же самое вы можете получить совершенно бесплатно в стенах собственной компании. Для этого достаточно лишь пустяка - что бы личные наклонности ваших сотрудников, их психологическое "амплуа" не совпадало с теми задачами, которые прописаны в должностных инструкциях. Причем для того, чтобы ваша команда играла слаженно, все психологические роли-персонажи в коллективе должны быть розданы по адресу.

Наверное, всем нам когда-то приходилось сталкиваться с тупиковой ситуацией: проводится совещание, но вот поднимается N и начинает критиковать новые предложения, только что высказанные отделом разработки. И не то чтобы он был не прав, да только пользы от его критики сейчас - 0,5%. Обиженные разработчики умолкли навеки, руководитель их отдела сцепился в смертельной схватке с отделом продаж, маркетолог отмалчивается в своем углу, а N с настойчивостью дятла продолжает долбить вас критическими замечаниями. Итог - идея отложена в долгий ящик, где со временем порастет мхом, а ваши конкуренты выпустят аналогичную новинку на рынок в конце следующего квартала. Вот тут-то состоится второй шквал ругани и обид между вашими подчиненными.

Вот что бывает, если выпустить на волю "критика" раньше времени.

А ведь этот персонаж отнюдь не единственный актер вашего психологического театра.

Портрет на фоне интерьера.

Задумываясь о том, почему одни дела в вашей фирме делаются играючи, а другие с места не сдвинешь и трактором, почему некому сотруднику удается вести запутанные переговоры, но не под силу придумать простейший слоган для брошюры, вы невольно по себя говорите "ну этот тип…". Действительно - тип. Скажу больше, психологи, изучающий бизнес уверенны - присутствие в коллективе определенных типов, если хотите персонажей, обеспечивает плодотворную и слаженную его работу. И коллектив, недосчитавшийся кого-нибудь из набора необходимых персонажей, становиться скучным и бесполезным как чай без заварки.

Их не так уж и много, взгляните - Генерал, Диссидент, Фома Неверующий, Гений, Душечка, Переговорщик и Работяга. Вот они основные роли, что играют люди на работе. И горе тому коллективу, где какой-то персонаж останется невоплощенным. Правда, признаюсь честно, бывают и "гибриды", полукровки, так-с сказать, но это разговор отдельный.

Фома Неверующий, он же Критик, ну с ним вы уже знакомы.
Подобный персонаж найдется в любой конторе. Фома Неверующий поступает так же как его библейский предок, на слово, не веря ничему, и, требуя возможности "пощупать чудо руками". В цивилизованном варианте этот человек критикует успешность новых предложений, выдвигая вполне обоснованные сомнения в их рентабельности и эффективности. Его вклад в командную работу заключается в тщательном анализе возможных проблем, идей и предложений. Критик не цивилизованный цепляется к мелочам, склонен припоминать выступающему все его прошлые ошибки. Однако и в нецивилизованном виде "Критик" будет полезен. Обсуждение с его участием станет конструктивным, и поможет всем участникам оценить возможные слабые места проекта.

Генерал (стратег).
Этого персонажа так и видишь сидящим в красном кожаном кресле во главе длинного полированного стола заседаний. Наш Генерал устремлен к цели как ледокол, и остановить его под силу только небольшому атомному взрыву. Сильной стороной Генерала - стратега являются, безусловно, его дальновидность и умение выделить наиболее приоритетные для развития компании задачи. Недостатками - некоторая "зацикленность" на идее или проекте, когда остальные задачи компании отодвигаются на второй план, а упомянувший о личной жизни обитатель офиса, становиться врагом номер один. Тем не менее, когда речь идет о принятие жизненно важных для компании решений без Генерала не обойтись. В битве за прибыль, как и в реальном бою, кто-то же должен принять решение и взять ответственность на себя?

Гений, он же Генератор идей.
Без этого человека деятельность вашей компании так же не возможна как невозможно брожение в хлебном тесте без дрожжей. При этом не важно, занимаетесь ли вы производством самокатов или размещением рекламы в прессе. Новаторские идеи, способные перевернуть мир или как минимум оставить всех ваших конкурентов с носом, требуются вам позарез. Ваш Гений часто сидит в кресле, задумчиво уставившись в пространство, иногда начиная с бешеной скоростью чиркать что-то на огрызке прошлогоднего календаря. Коллеги и подчиненные в глубине души уверенны, что ваш Гений просто позволяет себе неплохо расслабиться за казенный счет. Однако с точностью кремлевских курантов его кипящий разум гейзером выбрасывает на поверхность идеи, от которых вам хочется то схватиться за сердце, то за голову, в зависимости от поступивших предложений. Однако по прошествии времени, успокоившись и отпустив наболевшие части своего организма, вы понимаете, что идея-то совсем недурна. И даже если 8 из 10 предложений вашего "Кулибина" годится только для страниц Анекдот.ру, оставшиеся 20% при верном использовании способны озолотить вас. Из "темных сторон" Гения чаще всего бросается в глаза разболтанность и отсутствие дисциплины. До седых волос руководителя-педанта может довести полное пренебрежение Гения конкретными цифрами и сроками. Но он никогда не уволит гения, если, конечно, дорожит успехом своей компании. Уволить не уволит, но попробует обуздать.

Душечка .
Это тот самый человек, которого все любят и к которому, случись что, побегут жаловаться и плакать в жилетку. На ее хрупких плечах (хотя, строго говоря, Душечки бывают обоих полов) лежит организация большинства корпоративных мероприятий. Она не забудет про чей-нибудь День Рождения, свадьбу или юбилей. Добровольно напомнит руководству о том, что оно (руководство) обещало обеспечить сотрудников горячим питанием еще к прошлому Рождеству. И все этоб заметьте, абсолютно добровольно. Именно наличие Душечки в компании позволяет наладить человеческие отношения и наладить общение между разными членами коллектива. Основная задача Душечки - поддержать коммуникации в коллективе. Правда своей общительностью и любознательностью Душечка способна свести с ума кого угодно, но не бывает розы без шипов.

Диссидент (Оппозиционер).
Если Душечка будет вспоминать о горячих обедах по доброте душевной, то Диссидент сделает это из принципа. Назло врагам. Которые, кстати говоря, у него всегда найдутся. Своим стремлением критиковать Диссидент напоминает Критика. Однако если Критик делает это, беспокоясь о реализации той или иной идеи, то Диссидент возражает из принципа. В Зимбабве разразился геноцид африканских племен, а Совет Безопасности ООН до сих пор не посылал туда войска? Диссидент непременно напишет письмо в центральные газеты и начнет распространять петиции. Госдума обсуждает законопроект о ввозе в страну отработанного ядерного топлива? Будьте уверенны, Диссидент завтра же вступит в "Гринпис" и попробует приковать себя наручниками к рельсам. Да… распоясавшийся Диссидент может натворить не мало дел, практически парализовав работу фирмы, или застопорив совещание по жизненно важному вопросу. Однако, наличие здоровой оппозиции, которая не боится авторитетов и ищет нетрадиционные пути, может спасти вашу компанию от принятия в корне неверных решений.

Переговорщик на первый взгляд может показаться похожим на Душечку. Но это только на первый взгляд. Но, присмотревшись попристальнее, вы заметите, что призвание и основная задача Переговорщика это поиск компромисса. О, это настоящий мастер дипломатии и принятия взвешенных решений. Некоторые подозрительные коллеги готовы видеть в Переговорщике тайного агента чьих-то сил. Но нет. Достижение всеобщего согласия, а главное принятие решения максимально удовлетворяющее (не удовлетворяющее) все заинтересованные стороны - вот его цель. Его жизненное кредо: "Два хороших человека всегда могут договориться". Полгорода опутано сетью его знакомств и связей. При этом, каждый оказывается должен Переговорщику , а он почему-то не должен никому. Заполучить на службу этого гения компромисса, может быть одной из тайных надежд руководителя. Правда достигнутые при компромиссе решения могут оказаться одинаково бесполезными для обеих сторон, но в этом ли дело?

Работяга (практик) это та черепаха, на которой стоят слоны, на которых, как известно, держится мир. Без его практического подхода к жизни, все идеи Гения останутся витать в воздухе, а директивы Генерала никогда не воплотятся в жизнь. Именно благодаря его настойчивости и пунктуальности каждая партия ваших фирменных веников будет увязана одинаково и упакована в розовую бумагу. По его приходам на работу можно сверять часы. Только он знает, где дешевле всего достать запчасти к газогенераторной печи и лучшее средство для выведения пятен с исторических костюмов. Поручение данное ему будет без сомнения выполнено точно в срок и в оговоренном объеме, даже если с момента отдачи приказа произошел дефолт и курс национальной валюты обрушился. А вот принятие решения, при недостаточных, с его точки зрения, исходных данных, может повергнуть Работягу в глубокий моральный шок. Так что не стоит ожидать от него прогнозирования объемов продаж будущего года.

Режиссировать надо с умом

Вот вы и познакомились с основными ролями, которые исполняют день за днем ваши коллеги.
Узнаваемо, не правда ли?
Разумеется, пытаться переучивать Работягу в Гения или сделать из Критика Душечку абсолютно бессмысленно. Надеюсь, вы это понимаете. А вот срежиссировать пьесу под названием "бизнес-процесс", так, чтобы все персонажи заняли назначенные им места и приносили пользу, в ваших силах.

Во-первых, как уже говорилось, не пытайтесь перевоспитать своих подчиненных. Попытайтесь лучше так распределить поручения и должности, что бы они максимально соответствовали природным ролям игроков. Вы можете использовать их поведенческие характеристики, на благо общества.

Из Критика выйдет отличный работник финансового отдела или блестящий аудитор. Его мнению полезно довериться перед окончательным принятием важного решения.
Гению самое место в отделе перспективных разработок или дизайн-бюро.
Переговорщик незаменим в отделе маркетинга или связей с общественностью.
А Душечка будет отлично смотреться в приемной или отделе персонала.

Итак, прием первый - принимая людей на работу и перемещая их по коллективу, не забывайте о тех психологических масках, которые они несут с собой.

Прием второй - поговорите открыто. Раздайте своим сотрудникам материалы о психологических ролях, лучше всего подойдет здесь статьи с не слишком серьезным изложением, такие как, например эта. Описание роли, осознание ее помогают относиться человеку с юмором к подобным проявлениям своего характера. Когда Критик в следующий раз начнет выступать на совещании, вы сможете предварить его слова ремаркой "А теперь Иван Иванович, как обычно, расскажет нам что его не устраивает в этом предложении".

Прием третий - создавайте регламент. Оповещайте всех участвующих в проекте, какую именно роль им назначено играть, и не позволяйте от нее отклоняться. Сроки должны быть соблюдены во время, а скептик должен высказывать свое мнение, после того как идеи гения будут обкатаны в доброжелательной атмосфере. Даже дурацкие идеи, могут быть полезны в том смысле, что заставляют остальных шевелить мозгами.

Однако, если вы замечаете, что кто-то из сотрудников принимает на себя роль не свойственную ему и начинает ее яростно "отыгрывать", знайте - скорее всего исполнитель ищет дешевой популярности. То есть рассчитывает поразить начальство и коллег своей активностью и добиться кое-чего для себя.

Непрозвучавшая музыка
Есть еще одна опасность, которая грозит нарушить равновесие в природе. Насколько вреден избыток ролей, настолько же опасен и их недостаток.
Если в компании, к примеру, нет явного Диссидента, то озвучить скрытое недовольство персонала будет просто некому. Отсутствие Душечки сделает ваши будни неотличимо серыми, а все сотрудники при малейшей возможности будут стремиться сбежать домой. Сборной команде, состоящей сплошь из гениев и Звезд первой величины, не заменить вам одного Работягу-практика. Потому что некому будет просто-напросто проследить, как воплощаются в жизнь гениальные замыслы.

Особенно часто подобный недостаток ролей замечен в командах, где доминирует один лидер, жестко подавляющий всякие разночтения. В итоге принимаются неверные решения, поскольку они продиктованы владельцем компании (или племянником Рэма Вяхирева), или же менеджеры компании принимают решения явно запоздалые, опасаясь принять на себя ответственность.

В подобной ситуации бизнес-психологи советуют внимательно проанализировать распределение ролей в вашей компании и "растить кадры", "играть в игры" и вообще сделать все, что позволить сотрудникам раскрепоститься и сыграть живой и гармоничный спектакль.

Спектакль под названием жизнь.

Не бойтесь быть режиссером этой пьесы. Не старайтесь подстричь всех под одну гребенку. В разнообразии лежит залог успеха вашей компании, а значит - и вашего бизнеса. Раздайте всем роли по нраву и репетируйте. И тогда успех, а значит и кассовые сборы вашей труппе обеспечен.  

Анна Несмеева, журнал >"Директор-Инфо" август 2001



Сайт создан в системе uCoz