Главная
Обзор рынка труда
Менеджмент
Ищем работу
Строим карьеру
Образование
Профессия
Миграция
Юмор
Другие темы
Все статьи
Ваше мнение
LiveJournal
Кадровые агентства
Job-ресурсы
Для HR менеджеров
Образование
Немного об авторе
Карта сайта

Rambler's Top100

 


Электронный рай. Поиск персонала через Интернет

Виртуальные деньги и реальные люди или виртуальные резюме и реальные трудозатраты?

Задавать сегодня вопрос о том стоит ли использовать Интернет для поиска и подбора персонала, выглядит лукавством, поскольку ответ на него заранее известен "Конечно, стоит" скажет вам любой человек, которому приходилось решать эту проблему. Стоит.… Но давайте разберемся, сколько и чего стоит этот способ поиска персонала?

Сегодня 84% российских компаний, подбирающих персонал, технически готовы к использованию Интернета в процессе поиска. 40% компаний в процессе подбора персонала обязательно посещают job-сайты.

По результатам опроса посетителей, проведенного на портале KM.Ru в мае 2002 года 42% отвечавший, признают электронный рекрутинг лучшим способом поиска персонала (работы). 32% пользователей считают электронный рекрутинг делом будущего, а 20% - называют его лишь вспомогательным средством. Надо признать, что ожидания пользователей РуНета, все же несколько ниже , соответствующих прогнозов по англоязычной аудитории. Так по данным исследования проведенного в 2002 году Forrester Research (Великобритания) большинство представителей компаний удовлетворены результатами поиска персонала в Сети. Хотя, в отличии от российского Интернета, в англоязычном, большинство работных сайтов предоставляет платные услуги. Тем не менее, 44% нанимателей, пользующихся услугами таких сайтов, собираются тратить больше денег на поиск новых сотрудников через Сеть. Только 12% работодателей заявили о своем намерении снизить затраты на такой поиск работников, а 9% сообщили о своем намерении уменьшить количество вакансий, предлагаемых на рекрутинговых сайтах.

Особую статью электронного рекрутинга составляют корпоративные сайты, которые активно используются компаниями "брендами" для поиска персонала. У 76% из 500 ведущих компаний (Список Fortune 500) на корпоративных сайтах есть страницы, посвященные найму персонала и вакансиям компании. И если в 1998 году только 29% из крупнейших мировых компании использовали корпоративные сайты для найма персонала, то теперь таких компаний - 88%. При этом, в поисках работы на корпоративные сайты обращаются отнюдь не только молодые специалисты. Достаточно сравнить эти цифры: из 1 500 соискателей, опрошенных iLogos, 28% обратились к корпоративным сайтам с целью получить должности начального уровня, 29% - чтобы устроиться в штат, 18% - для получения должности руководителя группы, и 25% - чтобы получить должность управленца или директора.

И вот последние данные. Recruiters Network и Association for Internet Recruiting в мае 2003 года провели очередной опрос на выборке из 400 респондентов. Результаты исследования показали что популярность Интернета как канала поиска информации (кандидатов) растет: больше половины опрошенных компаний (56%) стали чаще использовать Интернет для поиска персонала, 19% - так же, а вот 25% -реже , чем в прошлом году.

О чем говорят такие результаты? Они лишь подтверждают общую мысль о том, что не смотря на свои главные достоинства (оперативность, широту охвата аудитории, целенаправленность, дешевизну, и прочее), е-рекрутмент по прежнему не может решить многих практических проблем. При этом список этих проблем остается прежним как для российских так и для западных руководителей. На первом месте среди нареканий стоит - необязательность кандидатов, на втором -неадекватные резюме, и уже на третьем, с большим отрывом от первых двух - сложности с поиском подходящего кандидата. Разумеется, можно вести много разговоров о том, что не все специалисты читают вакансии и публикуют резюме. По мнению В.Фомина, основателя интернет-проекта "Резюме банк" соискатели сегодня стали более "продвинутыми", что подтверждает статистика 23 000 мини-резюме, которую можно посмотреть на сайте www.rabota.ru.

Если три года назад через Интернет искали работу в основном компьютерные специалисты, то сегодня они составляют всего 6,4 % от общего количества людей, использующих Интернет в этих целях. Первое место заняли студенты (11,82 %), второе - административный персонал (9,41 %), а третье - финансисты (7,57%). Впрочем, речь о технологии поиска кандидатов в Интернете, стоит вести в формате отдельной статьи. Пока же скажем, что реально преодолеть эти проблемы современный рекрутер может лишь в пространстве платных работных ресурсов. Владельцы которых, тщательно "фильтруют" поступающую в базу информацию, а так же предлагают своим пользователям целый арсенал дополнительных услуг: подробные формы поиска в базе данных, рассылки вакансий по целевым группам, публикации на нескольких десятках целевых ресурсов, целевая реклама и т.д.

Компании следуют по этому пути еще и для того, чтобы исключить участие дорогостоящих посредников - агентств по трудоустройству и газет. Так по данным европейского исследования 2002 года стоимость приема на работу одного сотрудника в онлайне оказывается намного ниже, чем в офлайне: примерно 1000 евро против: 2000 евро при приеме через учебные заведения; 5000 евро через газетное объявление; 12,5 тыс. евро через специальное агентство по трудоустройству, которое в итоге забирает примерно 30% годовой зарплаты нового сотрудника. К сожалению, российских данных аналогичного профиля мы пока не имеем. Рекрутеры, полагающие, что эта тенденция не приведет к сокращению затрат в сфере приема на работу, обманывают сами себя.

Тем не менее, стремление к полной минимизации затрат часто подталкивает рекрутеров к использованию полностью бесплатных ресурсов. Ну а за дешевизну приходиться расплачиваться личным временем и низкой эффективностью поиска. Так не стоит ли и вашей компании использовать опыт коллег, уже прошедших этот путь?

Анна Несмеева, журнал «Коннект. Мир связи» сентябрь 2003



Сайт создан в системе uCoz