Анна Несмеева

Солнце, лето и… временные рабочие места

Наступило лето, и на улицах города появились бесчисленные летние кафе, в толпе снуют ярко одетые подростки, предлагающие прохожим попробовать новые прохладительные напитки или принять участие в рекламной акции. Поточные линии по производству мороженного и прохладительных напитков требуют новых рабочих рук, туристические агентства и строительные фирмы задыхаются от новых заказов. Этим летом порядка 20 000 школьников закончат московские школы и еще примерно в три раза большее число студентов сдадут сессии. По оценке экспертов, примерно треть от этого числа молодых людей, будет в ближайшее время  искать для себя работу, временную – на лето или если повезет – постоянную. Кто знает, возможно, ваша компания и армия незанятой молодежи – это две половинки одного целого?

Однако, прежде чем с восторгом набрасываться на практически «бесплатный ресурс» рабочей силы разберемся – кому действительно необходим временный персонал на лето.

По мнению экспертов, во временном персонале на лето, нуждаются в первую очередь компании, чей бизнес носит ярко выраженный сезонный характер.

Например:

Производство сезонных товаров (прохладительные напитки, мороженное, товары для отдыха, цветы и рассада);

Продажа сезонных товаров (строительные материалы, товары для дачи, торговля прохладительными напитками и мороженным, торговля климатическим оборудованием, холодильное оборудование, в целом – сетевые продовольственные магазины);

Оказание сезонных услуг (туризм, установка пластиковых окон и остекление, услуги перевозок и хранения, организация детского отдыха, сельскохозяйственные работы).

Так, по данным агентства Kelly Services спрос на временный персонал по отраслям бизнеса распределяется следующим образом:

  • 38% - сектор ТНП
  • 18% - банки
  • 12% - консалтинг
  • 10% - автомобилестроение

Говорит Вероника Ярных, директор по развитию КГ "СЭТ", кадровый консультант, в прошлом  директор по персоналу строительной компании.

«Мне регулярно приходилось нанимать временный персонал и не только на лето. Найм временных сотрудников позволяет оптимизировать затраты на персонал, более эффективно работать с клиентами, и, по сути, повысить уровень и объем продаж услуг. Как правило, временный персонал нанимается либо при сезонных пиках  развития бизнеса, либо под специальную акцию или мероприятие. Что касается сезонных пиков бизнеса, то такой прием характерен, например, для строительного и отделочного бизнеса, ресторанного бизнеса  - и это как раз происходит летом. Предприятия общественного питания нанимают персонал под так называемые "летние веранды" или выносные "летние" кафе. Именно в весенне-летний период в строительстве происходит традиционный сезонный подъем спроса на рабочие руки: бетонщиков, плиточников, отделочников, разнорабочих и т.д. Похожая ситуация наблюдается и в торговых компаниях, чья деятельность носит ярко выраженный сезонный характер. Например продажа и установка пластиковых окон, систем кондиционирования, туристический бизнес».

Впрочем, есть и еще одна разновидность сезонной занятости, которая приходится в основном на  торговые компании сектора FMCG и сетевые магазины. Речь идет о промо акциях, большинство из которых традиционно распределяются между летним сезоном и периодом зимних праздников.

Алексей Юров, президент рекламного агентства «Командор»: «Специфика бизнеса рекламного агентства такова, что мы принимаем студентов на временную работу промоутерами круглый год. Это работа на различных промо-акциях и мероприятиях наших клиентов. Согласно имеющейся у нас статистике, летом прием промоутеров происходит более активно. Во-первых, сами студены, активно предлагают свои услуги, поскольку у них появляется много свободного времени, которое хочется потратить с пользой для собственного бюджета. Во-вторых, опыт последних двух лет показывает, что наши клиенты становятся активнее в летний период. К примеру летом прошлого года в различных мероприятиях было задействовано около 50 студентов. В текущем году только в мае-июне количество вовлеченных промоутеров приблизилось к сотне, а впереди еще два летних месяца».

Согласна с ним и HR директор маркетингового агентства IMS Ольга Шатова.

«Так как наше маркетинговое агентство, помимо прочего  работает и в сфере промоушен, мы постоянно набираем молодежь. И мы  такие не одни. Персонал на лето ищут и маркетинговые агентства, выполняющие заказы крупных продуктовых сетей или производителей и компании, занимающиеся ландшафтным дизайном, организации досуга детей школьного возраста и рестораны, кафе, бары».

Наконец третий вид сезонной потребности в персонале, который охватывает все компании, не зависимо от сферы деятельности – это необходимость замены сотрудников на период отпусков. В нашей стране,  принято уходить в отпуск в три летних месяца. И нет ничего удивительного, в том, что  каждый сотрудник вашей компании весь год  мечтает погреться на летнем солнышке или провести каникулы с детьми. Конечно, если компания не велика, а клиенты не обрывают ваш телефон, можно попросить постоянных сотрудников подменять друг друга на время отпуска. Но в том случае, когда штат компании велик и бизнес не замирает ни на секунду, обойтись без временного персонала не удастся.

Анна Черных, руководитель отдела лизинга персонала «Анкор». «Сезонность в найме временных сотрудников просматривается четко. Летом  вырастает спрос на линейный административный персонал - на период летных отпусков. Чаще всего компаниям требуются ассистенты отделов, секретари на ресепшен, телефонисты, бухгалтеры начального уровня – словом, те сотрудники, адаптация которых к условиям работы не требует длительного времени. Наш отдел подбирает и вспомогательный торговый персонал – торговых представителей, мерчендайзеров, ассистентов торгового зала, грузчиков, упаковщиков, но в процентном отношении заказов на административный персонал больше».

Итак, подводя итог, назовем случаи, когда компании просто не могут обойтись без привлечения временных сотрудников:

  • Сезонные пики нагрузки на производственные мощности;
  • Сезонные пики продаж;
  • Специальные проекты, требующие привлечения дополнительных сотрудников;
  • Болезнь или отпуска штатных сотрудников.

Каким же качествами должен обладать кандидат и как его оценить?

По оценке агентства Kelly Services,   специализирующегося на подборе временного персонала, распределение заказов на временных сотрудников (по позициям) происходит следующим образом:

Как уже упоминалось выше, по количеству заказов лидирует административный персонал, а по объемам – торгово-производственный. К тому же необходимо учитывать, что агентства по лизингу персонала не охватывают весь рынок, предпочитая работать с заказами на квалифицированный персонал, с более высокой оплатой труда.

Требования, которые предъявляют к временному / сезонному персоналу, зависят от той вакансии, на которую набирают сотрудников. Однако все эксперты сходятся в одном – рассматривая кандидатов в первую очередь необходимо обращать внимание на их личные качества – коммуникабельность, желание принять корпоративные правила, готовность работать в качестве временного сотрудника, и главное  – ответственность. Ведь большинство кандидатов на временные позиции это молодые люди, часто не имеющие опыта серьезной работы.

«В основном оцениваются такие параметры как коммуникабельность и наличие интеллекта. На первый взгляд, кажется, что работа на презентациях продуктов в супермаркетах или на рецепциях различных мероприятий не требует большого интеллекта. Однако, это ошибочное мнение, т.к. от личных качеств промоутеров зависит то впечатление, которое компания произведет на своих клиентов. Очень важно, чтобы это впечатление было исключительно положительным. Тестирование на определение IQ мы, конечно не проводим, но в качестве одного из критериев отбора рассматриваем анкеты только студентов ВУЗов», так описывает критерии отбора кандидатов. Алексей Юров, РА «Командор».

«По-моему, самое главное при проведении  интервью со студентом - это оценить его ответственность, коммуникативные навыки, его потенциал. Ведь мы нацелены на долгосрочное сотрудничество с каждым кандидатом. Возможно для него этот проект – случайный, но мы не можем позволить себе потерять клиента, недовольного работой временного сотрудника», комментирует Анастасия Крылова, консультант Kelly Commercial.

Типичные требования компании-работодателя к временному сотруднику офиса:

  • Совершеннолетний гражданин Российской Федерации
  • Неполное или законченное высшее образование
  • Хорошее знание иностранного языка
  • Отличное знание ПК (MS Excel, Word, Power Point, Access)

Личные качества: коммуникабельность, презентабельность, пунктуальность, ориентация на качество, умение адаптироваться и работать в условиях ограниченного времени

Требования компании-работодателя к временному рабочему несколько ниже:

  • Совершеннолетний гражданин Российской Федерации
  • Законченное среднее / средне-специальное образование
  • Опыт работы по специальности является преимуществом
  • Наличие медицинской книжки обязательно при работе на определенном производстве
  • Личные качества: ответственность.

Как найти временного работника и оформить с ним отношения?

Ответ на этот вопрос зависит в первую очередь от того, какой персонал и в каком объеме вам нужен. Небольшие компании, ведущие сезонный бизнес предпочитают давать объявления в газетах по трудоустройству, расклеивать объявления и набирать персонал по рекомендации бывших сотрудников. Так, например поступает ООО «Аттракцион - Экспо». Старший администратор Сергей Метасов принимает молодых людей на должность «оператор на аттракционах». «Мы даем объявления в специализированных газетах, но большинство приходят по рекомендации тех ребят, кто уже работал у нас в прошлом. Приходят и ребята из других парков, узнав, что у нас условия получше. Нам не нужны тунеядцы и разгильдяи. В остальном – к каждому свой подход. Отношения оформляем официально – с каждым оператором заключаем договор подряда».

Так же поступает и сеть кинотеатров «КиноМакс». В своих проектах компания «КиноМакс» большое внимание уделяет барам и кафе быстрого обслуживания, а значит - всегда есть вакансии бармена, официанта, билетера.

«Наши требования к персоналу просты: молодой человек должен быть старше 18 лет и иметь регистрацию в Москве – иначе мы не сможем заключить с ним договор, к тому же он должен иметь склонность работать в сфере услуг - так комментирует свои требования к персоналу директор кинотеатра «КиноМакс-ГУМ» Владислав Камаев.- Все наши сотрудники, оформляются на работу по трудовому договору, в соответствие с трудовым кодексом. Поиск и подбор ведем своими силами, в основном через интернет. Раздаем листовки о вакансиях в кинотеатре».

Так же поступают и сетевые кофе, открывающие временные рабочие места на лето. Например, в каждом заведении сети «Кофехауз» вас встретит не только описание сезонных напитков, но и приглашение устроиться на работу. Анкеты  принимают менеджеры кафе, а собеседования проводят в поточном режиме в центральном офисе.

При всей экономичности такого подхода он не универсален. Например, при большом объеме вакансий, как это бывает у сетевых магазинов или строгих требований к кандидатам, компании-работодатели предпочитают обращаться в специализированное агентство. Сегодня в Москве услуги лизинга персонала предоставляет около десятка рекрутинговых компаний, самые известные среди которых АНКОР и Kelly Services.

Эти агентства оформляют временных сотрудников в свой штат. Многие российские предприниматели до сих пор не пользуются услугами агентств по подбору временного персонала по ряду причин. Не секрет, что многие российские предприятия имеют двойную бухгалтерию и платят далеко не все налоги по найму персонала, например сборы в фонд социального страхования, пенсионный фонд и фонд обязательного медицинского страхования. Лизинговые агентства оформляют временных специалистов на работу абсолютно легально и несут затраты, связанные с налогообложением. Естественно, это сказывается на общей стоимости услуг агентства, которые кажутся российским предпринимателям дорогими.

Промо-персонал и персонал для проведения опросов и исследований предлагают рекламные и маркетинговые агентства, тут оформление отношений идет в рамках договора подряда. Временный персонал для торговли и подсобных работ (погрузка, уборка, ремонтно-строительные работы) предлагают посреднические фирмы рангом пониже. Одна из них ООО «Студенческий Трудовой Отряд». Используя технологию студенческих строительных отрядов, организаторы компании, сегодня поставляют временный и сезонный персонал для крупных московских компаний. Виктор Корякин, зам. генерального директора «СТО» так говорит о своем бизнесе: «Наши основные клиенты – это средние и мелкие московские компании. Но самый большой объем заказов дают такие сети как «Ашан», «Маркткауф», «Сбарро». Всех временных сотрудников мы оформляем в нашей компании, на основании договора подряда. Выполнил заказ – получи расчет. Следовательно, что бы работать у нас надо как минимум быть совершеннолетним и иметь российское гражданство».

Резюмируя выше сказанное можно заключить, что практика оформления отношений с временным сотрудником строиться или на основании срочного трудового договора, который подпадает под действие ТК, и подразумевает выплату социальных налогов, или же на основании договора подряда, который регулируется Гражданским Кодексом. Социальные выплаты тут платить не приходиться, но если трудовая инспекция докажет, что ваш сотрудник выполнял аналогичную работу в течении трех и более месяцев, она вправе потребовать перевести отношения в рамки трудового законодательства. С выплатой соответствующих налогов.

Персонал «на вырост».

Помимо неквалифицированного временного персонала, бывают ситуации, когда компании желают привлечь перспективных сотрудников. Одна из возможностей – это участие компании в программах студенческих стажировок. Работодатель, участвующий в таких программах одновременно решает задачу закрытия текущих сезонных позиций, на которые требуется квалифицированный персонал с высшим образованием и формирует кадровый резерв из перспективных молодых специалистов. Стажировки  в своих подразделениях предлагают такие компании как JTI, Coca-Cola HBC Eurasia, Gillette, Procter & Gamble. Не отстают и российские компании. Сеть ресторанов «Росинтер Ресторантс» приглашает выпускников московских вузов пройти оплачиваемую стажировку и принять участие в конкурсе на замещение вакантных менеджерских позиций в ресторанах компании.

Как включиться  в программу стажировок?

Можно обратиться непосредственно в вуз, где готовят интересующих вас специалистов или студенческую ассоциацию – например в AIESEC.

Осознавая всю ценность потенциала молодых специалистов, многие компании сотрудничают с ассоциацией AIESEC в области международных обменов. Такие компании, как Auriga, Депозитно-расчетный банк, туристический оператор TSW, Krafway, Globus International и другие принимают участие в Международной программе стажировок. В рамках программы AIESEC организует прохождение практики сроком от 2 месяцев до 1,5 лет для иностранных студентов и молодых специалистов в возрасте до 27 лет в российских компаниях.

Решая задачи расширения деятельности и сотрудничества с зарубежными организациями, Игорь Медведев, вице-президент компании KRAFTWAY по развитию в странах Европы и СНГ, принял решение о привлечении стажеров из других стран.

В стратегию компании заложен выход в страны Центральной и Восточной Европы. Основными задачами являются детальное маркетинговое исследование рынка, поиск партнеров и клиентов. Одна из ближайших целей - освоение рынка Турции. Для этого ассоциацией AIESEC было организовано прохождение практики стажером Хасаном Сивгином. Хасану 27 лет. Он прибыл в Москву из Анкары специально, чтобы в течение 2 месяцев изучить структуру компании, ее специфику и принципы работы, получить основные знания и практические навыки в области маркетинга и планирования. По возвращению в Турцию Хасан станет сотрудником KRAFTWAY и будет развивать деятельность компании на рынке его родной страны.

Некоторые компании приглашают стажеров для проведения конкретных проектов. Этим летом в Депозитно-расчетном банке пройдет практику Юлия Шнайдер из Германии. Юлии 25 лет, она обладает знаниями и опытом в области инвестиций, поэтому будет курировать проект Инвестиционного департамента. В ее сферу входит также налаживание партнерских отношений с компаниями из стран Европейского Союза.

Завершить наш обзор хочется словами Екатерины Гороховой, генерального директора Kelly Services CIS, которая весьма оптимистично оценивает российский рынок услуг временного персонала. «Емкость этого рынка в России сейчас исчисляется десятками миллионов долларов, в европейских странах – сотнями, а в США – миллиардами долларов. Этот сегмент рынка у нас в стране имеет громадный потенциал роста. Однако до сих пор нанимать временный персонал могут позволить себе по большей части лишь иностранные компании и крупные отечественные структуры. Мелкому и среднему бизнесу приходится скрываться от высоких налогов, и поэтому нанимать временный персонал такие небольшие компании просто не могут. Так что с новой шкалой исчисления социального налога мы ждем всплеска спроса с их стороны на услуги агентства по подбору временных сотрудников».

подготовлено по заказу журнала «Компания»   июль 2004


be number one Rambler's Top100
Service

Сайт создан в системе uCoz