Анна Несмеева

УСЛУГИ ДЛЯ СОИСКАТЕЛЕЙ: ПРЕДЛОЖЕНИЙ НЕТ. Исследование московоского рынка труда

Процесс поиска и найма персонала имеет множество различных аспектов.

Так сложилось, что основное внимание принято обращать на аспект взаимоотношений работодателей и рекрутинговых агентств. Тема эта оживленно обсуждается в прессе и интернете. Надо отметить, что хотя каждая из сторон имеет свои претензии и пожелания, в целом все участники процесса подбора персонала сходятся на том, что услуги, оказываемые кадровыми агентствами необходимы и востребованы на сегодняшнем рынке труда.

Однако, обсуждая нюансы взаимоотношений работодателей и рекрутеров, мы почему-то совершенно упускаем из виду третьего участника этого процесса, - соискателя работы. А ведь без его участия сам процесс теряет всяческий смысл. Более того, осмелюсь предположить, что в роли претендента на рабочее место, большинству из нас приходиться оказываться куда чаще, чем в роли консультанта по персоналу, совершающего выбор. Следовательно, тема услуг, предлагаемых нашим соискателям, является гораздо более "горячей", чем славословия или претензии в адрес рекрутеров.

Проанализировав предлагаемые в открытом доступе материалы, посвященные этой теме, я сумела выделить три основные группы услуг для соискателей, существующие сегодня на российском рынке труда.

Первая, и та с которой при поиске работы мы сталкиваемся чаще всего, это предоставление информационных услуг соискателям.

Надо отметить, что причина массового распространения этого сервиса, корениться в заинтересованности самих работодателей и рекрутеров в информировании потенциальных кандидатов о существующих вакансиях. В этом случае интересы работодателя и соискателя совпадают: одни хотят узнать о потенциальной возможности получить работу, другие - проинформировать о своей нужде в том или ином специалисте. В простейшем виде, эта услуга предоставляется в виде публикации информации об открытых вакансиях в прессе и интернете. Впервые поставить этот процесс на коммерческую основу рекрутеры попытались после кризиса 1998 года, когда на рынке труда наблюдался резкий дисбаланс между количеством рабочих мест и количеством претендентов. В те годы большую популярность получили продажи списков вакансий желающим трудоустроиться. Как вариант более продвинутой услуги, агентство предлагало организовывать собеседование кандидата в компанию. Система оплаты могла варьироваться, от разовой суммы за внесение кандидата в банк данных, до выплаты кандидатом части своего заработка за первый месяц, после трудоустройства.

О пользе и эффективности подобных услуг долго говорить не приходиться, все мы думаю неоднократно читали печальные истории об обманутых кандидатах. Впрочем, если быть до конца корректным , необходимо признать, что целостная услуга трудоустройства, существенно шире, оказания информационной поддержки. Поэтому, рассмотрим ее отдельно.

Теперь же стоит сказать о сервисе получившем распространение в то же время, и более или менее, предлагаемом до сих пор. Речь идет о собственно информационном обеспечении кандидата. Такая услуга как правило включает в себя оформление резюме, в соответствии с требованиями рынка, отслеживании появления интересных вакансий, и рассылку по указанным адресам резюме кандидата. Сегодня, такие сервисы оказывают несколько интернет ресурсов, на платной или бесплатной основе. В случае предоставления бесплатных услуг, отбор вакансий и рассылка резюме происходит автоматически, что как вы понимаете, существенно понижает эффективность услуги. Оказывают услуги информационного сопровождения и ряд кадровых агентств.

Второй группой предлагаемых услуг можно считать услуги по психологической подготовке кандидатов к собеседованию, развитию в них уверенности в себе, умения показать себя в выгодном свете. Начало этого сервиса на мой взгляд опять таки лежит в естественных интересах рекрутеров. Отобрав необходимого претендента, максимально соответствующего требованиям работодателя, он конечно заинтересован в успешном исходе собеседования. В конце концов, от этого зависит его гонорар! Большинство серьезных кадровых агентств готовят своих финальных кандидатов к собеседованию у работодателя. многие, считают необходимым присутствовать на таких встречах, что бы учесть все детали нюансы поведения и требований заказчика.

Но как же быть тем из нас, кто только начинает свой поиск работы? Несколько крупных агентств на сегодня декларируют организацию и проведения таких мини-тренингов для всех желающих в своих стенах. Однако, эту услугу нельзя назвать распространенной. Главное препятствие состоит в том, что наши сограждане не готовы оплачивать подобные сервисы. А значит - и проведение таких мини-тренингов для агентства становиться невыгодным.

В последнее время на волне роста популярности тренинговых услуг, ряд обучающих компаний, ввели в ассортимент своих учебных программ т.н. "тренинги успеха и личностного роста". Однако, их лишь с определенной натяжкой, можно отнести к процессу подготовки к собеседованию. Стоимость таких программ достигает 300 долларов.

Результаты проведенного опроса посетителей портала JobCenter, четко показывают - кандидата готовы платить именно за комплексный процесс трудоустройства, а не за какие-либо его составные части. То есть их, в большинстве своем, не интересуют технические средства (составление резюме, его рассылка, подготовка к собеседованию, тестирование) достижения цели. Они готовы платить лишь за результат.

Здесь-то и кроется внутренний парадокс развития услуг трудоустройства. Кандидат не готов оплачивать услуги по организации процесса трудоустройства, а рекрутер не может (по крайней мере в массовом порядке) "проталкивать" на вакансии своих протеже. Ведь для работодателя при найме определяющим являются деловые и профессиональные качества кандидата, а не то, оплатил ли кандидат свое трудоустройство. Более того, по моему опыту, отношение к кандидатам из агентств по трудоустройству у работодателя весьма настороженное. Подоплека такого отношения проста: вряд ли опытный и успешный профессионал будет оплачивать услуги по поиску работы для себя. И если данный кандидат, готов платить, - значить он знает за собой скрытые недостатки.

Особняком среди услуг, предлагаемых соискателям, стоит организация профессиональной переподготовки и переобучения. Очевидно, что процесс получения новой профессии или навыков, необходимых для выполнения новых видов работ, будет занимать длительное время. Желая получить новую профессию, человек, старательно подходит к выбору учебного центра, оценивая стоимость услуг и качество преподавания.

Но необходимость оценить востребованности новой специальности, и дальнейшее трудоустройство выпускников таких курсов переподготовки, несомненно сближает данные услуги с процессом трудоустройства.

В настоящее время на рынке обучения и переподготовки представлен широчайший диапазон программ, как по срокам обучения, так и по стоимости. Анализируя спрос на различные курсы и учебные программы можно заключить, что в последнее время наибольшей популярностью пользуются программы повышения квалификации и тренировки различных навыков, необходимых для продвижения по карьерной лестнице.

То есть, мы можем заключить, что потребителем такого краткосрочного образования являются уже работающие люди, целью которых является совершенствование своих профессиональных компетенций. Таким образом, для слушателей этих программ, особенно важным представляется оценка востребованности избранной ими профессии, и лично их (слушателей) уровня профессиональной подготовки.

Однако, по моим наблюдениям, сегодня ни одна из работающих на рынке труда компаний, не предоставляет услуги assesment`а или профессионального тестирования частным лицам. Услуги подобного рода, сегодня предлагаются лишь корпоративным клиентам, для оценки персонала внутри компании. Соответственно те из нас, кто планирует развивать свою карьеру и/или искать новое место работы, основываясь на новых навыках и знаниях, практически не может получить компетентную оценку независимого эксперта.

На мой взгляд, наиболее актуальными и конкурентно способными на сегодняшнем рынке труда могут стать услуги личного консультанта по карьере. Суть деятельности такого консультанта, будет заключаться в ответе на запрос кандидата "Что я представляю собой как профессионал? Какова моя стоимость на рынке труда? Какими знаниями и навыками мне необходимо овладеть, что бы построить успешную карьеру?".

Анализируя личностные качества кандидата, его профессиональные успехи и навыки, используя свое знание текущей ситуации на рынке труда, такой консультант, совместно с клиентом, может выработать наиболее приемлемую программу построения карьеры. Конечно, такая услуга не может заключаться в разовой консультации, а должна состоять из нескольких разнесенных во времени этапов:

  • первоначальная консультация и оценка уровня компетенций специалиста (соискателя), выработка целей его карьерного развития;
  • организация и прохождение специалистом (соискателем) профессионального обучения, тренингов и т.п. в соотвествии с выбранными целями;
  • поиск нового места работы соответствующего этому этапу ожиданий специалиста (соискателя);
  • отслеживание консультантом профессиональных успехов специалиста и выработка новых целей его карьерного развития;
  • проведение нового assesment`а, с целью оценить уровень профессионализма соискателя, и опираясь на конъюктуру рынка труда, определить востребованность данного специалиста и справедливый уровень его вознаграждения.
Как вы понимаете, данные итерации могут происходить бесконечно. В идеале, личный консультант по карьере, сопровождает специалиста, помогая ему двигаться по карьерной лестнице. Путь этот сопровождается в том числе и переходом из компании в компанию, в поисках более привлекательной должности/условий.

Разумеется, такие услуги, подобные по своему статусу, услугам личного врача или психотерапевта, могут позволить себе далеко не все. Однако и в усеченном виде, в качестве стартовой оценочной консультации (на входе) они были бы крайне востребованы уже на сегодняшнем рынке. Наиболее логичным выглядит появление таких консультантов в составе больших многопрофильных консалтинговых компаний, способных реализовать и оценку компетенций кандидата, и организацию его обучения. Именно такие компании, выполняющие как правило заказы на подбор высококвалифицированных специалистов, могут предоставить своему частному клиенту возможности для карьерного роста.


портал JobCenter декабрь 2002
be number one

Rambler's Top100
Service


Сайт создан в системе uCoz