Анна Несмеева

Куда пойти трудиться летом?

Судя по тенденциям последних лет, студенты готовы жертвовать летним отдыхом ради заработка. Оказывается, найти временную работу сегодня очень непросто - требования работодателей к "временщикам" становятся все жестче

Летний сезон для работодателя - весьма непростое время. В отпуск уходят штатные сотрудники, к тому же появляется дополнительная сезонная работа. В это время на рынке труда достаточно "полуквалифицированной" рабочей силы - учащейся молодежи, сдавшей экзамены и стремящейся заработать на карманные расходы. По оценке экспертов, только этим летом в Москве ищут работу примерно 25 тысяч выпускников школ и студентов. Однако найдут ее далеко не все. Если еще недавно работодатель был снисходителен к студенту и не требовал от него каких-либо специальных знаний и навыков, то в последние годы даже временную работу он предпочитает давать тем, кто хорошо говорит на иностранном языке, владеет компьютером и грамотно выражает свои мысли. Требования возросли не просто так: многие компании именно летом проводят самую настоящую селекцию, отыскивая для себя будущих штатных сотрудников или тех, кого бы они могли приглашать на работу каждый летний сезон. Впрочем, и список временных вакансий сегодня сильно отличается от того, который существовал лет десять назад. Если еще недавно девушкам предлагали все больше поработать вожатыми в детском лагере на берегу Черного моря, то сегодня - аниматорами на берегу Средиземного, а юношам - консультантами на выставках или помощниками в офисах. Сегодня многие привычные профессии получили новые названия и от этого, что интересно, стали более популярными и даже престижными: клинер, мерчандайзер, копирайтер, дилер, беби-ситтер, хостес... Иногда такая работа становится хорошим профессиональным стартом.

Старт для карьеристов

Ситуация на рынке труда с каждым годом становится все жестче: найти работу по окончании вуза сложно. Весомым аргументом в разговоре с работодателем может стать даже небольшой профессиональный опыт. Молодежь со здоровыми амбициями это хорошо понимает и готова жертвовать отдыхом, чтобы получить возможность стажировки в какой-нибудь солидной компании. Тем более что в последние годы многие крупные компании летом открывают на своих предприятиях оплачиваемые стажировки.

Что такое оплачиваемая стажировка? Так принято называть акцию, во время которой крупная компания объявляет набор студентов-старшекурсников соответствующей специализации для прохождения практики в ее подразделениях. Стажер одновременно обучается и выполняет работу внутри какого-то проекта. Стажировка может длиться от четырех недель до двух-трех месяцев. Выгода обоюдна: компания получает квалифицированные кадры на выполнение временных работ, а также формирует кадровый резерв. Студент-стажер приобретает опыт работы в крупнейшей компании по специальности и при удачном прохождении стажировки - рекомендации. Часто бывает, что студент, проходивший стажировку в компании, потом получает от нее приглашение на постоянную работу.

Информацию о стажировках можно найти на интернет-сайтах крупных корпораций и солидных фирм, чаще иностранных. Это практикуют JTI, Mars, Gillette, Procter&Gamble, Coca-Cola HBC Eurasia. В последнее время эту модель работы взяли на вооружение и российские работодатели. Стажировку предлагает сеть ресторанов "Росинтер Ресторантс", Центр профсоюзной солидарности приглашает студентов юридических вузов. "Лаборатория Касперского" и холдинг "Диасофт" зазывают студентов и выпускников технических вузов пройти стажировку с возможностью последующего трудоустройства. А авиакомпания "Ист Лайн" даже организовала специальную программу "Приток", которая с помощью стажировок обеспечивает компанию постоянным притоком молодых специалистов.

Работник в лизинг

Впрочем, кроме стажировки, сегодня есть другие возможности найти работу с перспективой. Например, если человек хорошо знает иностранный язык и видит свою дальнейшую работу в стенах офиса крупной компании, ему стоит обратить свое внимание на объявления рекрутинговых агентств, оказывающих услуги лизинга персонала. Лизинг - недавно появившаяся форма работы кадровых агентств. Его суть в том, что компаниям-заказчикам предоставляется временный административный персонал на период отпусков и болезней основных сотрудников. "Наши заказчики - в основном крупные компании, которые могут позволить себе расходы на оплату услуг лизинга персонала. Поэтому и к нашим соискателям мы предъявляем достаточно высокие требования. Практически нет вакансий для людей без знания иностранного языка. Требуются также знание компьютера, общая грамотность и понимание бизнес-этикета. Наши ребята - это в основном студенты 3-5-го курсов, с хорошими амбициями", - говорит Анна Черных, руководитель отдела лизинга персонала компании "Анкор". Рекрутинговые агентства в основном предоставляют временный персонал по позициям секретаря, ассистента отдела, ассистента бухгалтера - здесь не требуется много времени для того, чтобы войти в курс дела и встроиться в процесс.

Длительность заказа может варьироваться от двух дней до месяца. И если при работе на несколько часов со студентом заключат договор подряда, то при долгосрочном контракте оформят трудовой договор с агентством, сотрудником которого он и будет считаться. По данным "Анкора", до 90 процентов ребят хорошо трудоустраиваются после сотрудничества с агентством, а половина получают предложения о постоянной работе от той компании, где они положительно зарекомендовали себя в качестве временных сотрудников.

Стройотряд по-новому

Любопытно, что ситуация на рынке временной работы для молодежи заставила по-новому взглянуть на такую, казалось бы, старинную вещь, как стройотряд. Сегодня под этим раскрученным брэндом работают самые настоящие агентства по временному персоналу, специализирующиеся на определенной группе молодежи - студентах. Так, например, компания "Студенческий трудовой отряд" поставила практику студотрядов на поток и предлагает сегодня московской молодежи временную работу в разных секторах рынка. "Главное, что ценят приходящие к нам ребята, - это возможность временной работы. Устроиться на постоянную работу они могут и сами, но, как правило, учеба этого не позволяет. У нас же они могут выбирать, сколько и когда они будут работать. К тому же нет ограничений по видам деятельности - надоело работать грузчиком, попробуй себя в уборке (клининг) или укладке продуктов (мерчандайзинг). Оплата почасовая. Отработал заказ - получи расчет. Условия приема на работу просты - у молодого человека должны быть российское гражданство и студенческий билет, подтверждающий, что он действительно наш человек - студент", - говорит заместитель генерального директора компании Виктор Корякин. Спектр занятости традиционен: погрузочно-разгрузочные работы, подсобные работы в торговле, клиринг, рекламные акции. Основные заказчики на подсобный и торговый персонал - сети супермаркетов. Они же и обеспечивают основной объем работ. С молодыми людьми заключается, как правило, трудовой договор или договор подряда.

Работодатели с удовольствием имеют дело с фирмами-организаторами: комиссионные у них невелики, а в отличие от традиционного студотряда организация работ поставлена на плановую основу. То есть работодатель может рассчитывать, что заказ на требуемый объем работ будет выполнен.

Создатели отдыха

Аналитики рынка труда отмечают, что большой спрос на молодую временную силу именно в летний период связан в первую очередь с сезонным увеличением оборота туристического и гостиничного бизнеса. Здесь в период отпусков огромное число вакансий - от смотрителя лодочной станции в подмосковном пансионате до работы аниматором в турецком или египетском отеле.

Правда, в этом секторе рынка посредников, предлагающих трудоустройство, не так уж много, и, чтобы получить желаемую работу на свежем воздухе, придется потрудиться самому. Очень популярные сегодня вакансии аниматоров в изобилии встречаются на туристических сайтах, попадаются они и в профильных журналах. Но большинство аниматоров (так принято называть сотрудников отелей, которые развлекают гостей, проводят с ними игры, занимаются шейпингом и фитнесом) находят работу после туристической поездки в теплые края. Требования, предъявляемые к ним, довольно просты: молодость, привлекательная внешность и знание как минимум двух языков - русского и английского. К сожалению, часто, выезжая работать за рубеж, наши сограждане не хотят тратить время и силы на получение рабочей визы (ее оформление может занять до трех месяцев), а предпочитают работать нелегально. Но человека без рабочей визы и, следовательно, без официального контракта легко обмануть - хозяин отеля может просто не заплатить. Студентов это редко пугает. Вот что говорит студентка МИЭМа Яна Белова: "В этом году еду в Турцию уже третий раз. Первое приглашение поработать в отеле получила случайно: администратор увидел, как мы проводим занятия с детьми других туристов, и предложил приехать к ним на работу. На этот год я нашла себе работу через Интернет. В новом отеле платят больше, а условия проживания и питания - лучше. Если хозяин захочет обмануть, я, конечно, ничего не смогу сделать, но на следующий год к нему никто не приедет работать из наших - дурная слава летит быстро".

Впрочем, можно работать с детьми и в России: в дорогих домах отдыха тоже есть вакансии аниматоров, а в лагерях отдыха - "пионервожатых". Инфраструктуре отдыха требуется летом больше горничных, официантов и прочего обслуживающего персонала. По прогнозам специалистов, этот сектор занятости будет в дальнейшем только расти, предлагая молодежи начальные профессиональные позиции. У студента с опытом есть все шансы подниматься с каждым новым сезоном на все более высокие и доходные позиции.

Промо-девушки по вызову

Еще один потребитель временной студенческой рабочей силы - сфера рекламы. В жару торговым компаниям требуется активно продвигать сезонный товар: от прохладительных напитков до кремов для загара. А потому спрос на персонал для промо-акций (производное от английского "promotion" - продвижение) значительно возрастает. Впрочем, потребность в промоутерах существует круглый год: все видели в магазинах молодых людей, приглашающих отведать кусочек колбаски или пару сортов пива.

Промо-акции предполагают раздачу образцов товара (сэмплинг), дегустацию продуктов в торговых комплексах, раздачу листовок и приглашений. Такая работа обычно занимает несколько (от двух до пяти) часов в день, а сама акция проходит не более недели.

Заполнением рабочих мест в сетевой торговле, в первую очередь для проведения промо-акций, активно занимаются рекламные агентства города. Вот что говорит Екатерина Исакова, представитель рекламного агентства IMS: "Чаще всего мы приглашаем молодежь от 18 до 25 лет. Пробовали работать и со школьниками, но у подростков часто можно столкнуться с неадекватным поведением и безответственностью, а у нас, хотя работа и временная, требуется четкое выполнение всех условий договора. Главное требование для кандидатов - это активность и хороший русский язык. Если при общении по телефону девушка не может сказать, что она хочет от работы, то скорее всего она нам не подойдет. Как она сможет рекламировать товар, если не может представиться по телефону и объяснить цель звонка?"

То, чем занимается молодежь летом и на каких условиях, - хороший индикатор состояния экономики и настроя общества. Если в пятидесятых годах прошлого века студенты ехали покорять целину, поднимая тем самым страну, то в восьмидесятых отправлялись в глубинку не столько за работой, сколько за романтикой и песнями у костра - никакой трудовой подвиг не влиял ни на будущее страны, ни на перспективы самого студента. Сегодня все ищут способ не только добыть деньги, но заложить базу для последующей карьеры, потому что знают: на места, обеспечивающие достойное существование, большой конкурс, и надо немало потрудиться, чтобы занять их. Такова жизнь...

«Итоги» № 27  13 июля 2004




Сайт создан в системе uCoz