Анна Несмеева

Молодые начинают и выигрывают.

Обзор рынка труда офисных работников лето-осень 2004

Специалисты сектора офисного администрирования традиционно одни из наиболее востребованных работников на рынке труда. Причин для этого две:

·        Во-первых, чем бы ни занималась компания, обойтись без офиса, а значит и без персонала обслуживающего этот офис, ей вряд ли удастся. Офисный персонал, без которого жизнь компании «встанет» в буквальном смысле слова, просто необходим.

·        Во-вторых, в силу специфики, именно в этом секторе занятости очень велика текучка персонала. По данным экспертов ежегодно замена требуется на 15 – 20% вакансий административного блока. Молодежь, составляющая 90% кандидатов на позиции секретарей и ассистентов, стремиться к карьерному и профессиональному росту. А значит, не задумываясь, сменит работу, как только получит более привлекательное предложение.

Рассматривая рынок труда офисного персонала необходимо учитывать эти основополагающие тенденции, задающие тон на рынке последние несколько лет.

Так, по данным агентства Exclusive Personal, этот сектор специалистов входит в четверку лидеров среди наиболее запрашиваемых позиций на московском рынке труда.  Его доля  в общем объеме колеблется на уровне 9%.  Опережают «Офисный персонал» лишь «Финансовые специалисты», «Специалисты оптовой торговли» и «Руководители».  Вместе они составляют четверку лидеров.

Ирина Чернозубова «Анкор».

Рынок труда офисных работников, всегда динамичный, сегодня просто перегрет. Позиций секретарей необычайно много, а хороших кандидатов, напротив – мало, и люди пользуются этим, требуя высокую оплату, хороший компенсационный пакет и условия труда. Кандидаты стали разборчивы и будучи дезориентированы большим числом предложений в Интернете, часто требуют высокой оплаты, хотя сами, в силу малой квалификации и опыта, не могут реально претендовать на нее.

Диаграмма 1.  Доли сегмента  в общем объеме Рынка активного трудоустройства.

/По данным агентства Exclusive Personal/

Кто есть Who?

В сектор офисного администрирования традиционно попадают такие вакансии, как

·        Секретарь;

·        Секретарь на ресепшен;

·        Ассистент отдела;

·        Личный помощник руководителя (референт руководителя, персональный ассистент);

·        Офис-менеджер;

·        Переводчик.

Помимо этого к категории офисного персонала могут так же относить курьеров, водителей, уборщиц, операторов на телефоне, специалист по работе с архивами, специалист call-center (оператор на телефоне).

Как показывает многолетняя статистика в 80% случаев это молодые люди (средний возраст 23 года) и большинство из которых составляют девушки 87% (от общего числа).

Большинство соискателей «секретарских вакансий» – это старшекурсники или  выпускники ВУЗов, не получившие работу по специальности. Увы, но большинство из кандидатов приходящих в этот сектор занятости не воспринимают работу секретаря как самостоятельную работу, требующую специальной подготовки и навыков.  

Чем же занимаются специалисты сектора офисного администрирования?

Наталья Опарина. «ТМ - Консалтинг».

Мы ежедневно обрабатываем сотни запросов от работодателей и кандидатов. Вот как выглядят описание типовых позиций этого сектора.

Таблица 1. Описание обязанностей специалистов

Секретарь

Секретарь на ресепшн

Ассистент отдела

Персональный ассистент

Офис-менеджер

Делопроизводство;

Деловая переписка, просмотр и обработка входящей корреспонденции ;

Ведение телефонных переговоров, прием и распределение входящих звонков;

Работа с офисной техникой;

Встреча посетителей;

Организация кофе-пауз для руководства;

 

Прием и распределение входящих звонков

Прием и обработка входящей корреспонденции

Встреча, проводы посетителей

Ведение делопроизводства

Работа с документами (в том числе переводы)

Работа с офисной техникой

Информативно-справочное обслуживание офиса

 

Прием и распределение звонков;

Обработка корреспонденции отдела;

Подготовка информации по запросу сотрудников отдела;

Делопроизводство отдела;

Организация встреч сотрудников отдела;

Работа с офисной техникой;

Информационно-справочное обслуживание отдела.

Планирование рабочего дня руководителя;

Организация и проведение совещаний, составление протоколов;

Организация и проведение встреч, участие в переговорах;

Контроль исполнения поручений руководителя;

Подготовка и администрирование деловых поездок руководителя ;

Выполнение поручений руководителя;

Сбор, анализ, подготовка и редактирование информационных материалов по конкретной тематике;

Работа с документами (составление деловых писем, проектов приказов и распоряжений).

Обеспечение деятельности офиса (в том числе работы всей офисной техники);

Обеспечение офисных закупок и технического обслуживания помещений компании;

Организация и контроль работы секретарей, водителей и другого технического персонала;

Обеспечение делопроизводства;

Прием и распределение входящих звонков, мини-АТС;

Прием и обработка входящей корреспонденции;

Работа с документами (составление деловых писем, переводы документации)

Как вы видите, строгого разделения между обязанностями этих специалистов нет. Все зависит от масштабов компании, и от того, в каком секторе рынка она работает.

Посмотрим, как распределяются запросы компаний на специалистов офисного блока в зависимости от размеров компаний.

/Сведения подготовлены по данным ИАС «Персонал 911»/

Между Сциллой и Харибдой. Или скупой платит дважды.

Любопытной чертой связанной с рынком труда офисного персонала, стало вымывание стартовых позиции «секретаря» из заказов кадровых агентств.

Дело в том, что большинство компаний сегодня предпочитают вести поиск самостоятельно, опираясь на большое число резюме размещенных в Интернете. Влияние Интернета на подбор персонала в этом сегменте становиться решающим.

Это объясняется и большим числом молодежи готовой взяться за неквалифицированную работу, и проникновением Интернета как канала коммуникации в все сферы бизнеса. В данном случае Интернет стал идеальной информационной средой  для того, чтобы  две стороны процесса трудоустройства (кандидат и компания)  находили друг друга без посредников. Например, в апреле 2004 г. По данным агентства Exclusive Personal из всех объявлений о вакансиях в сегменте «Офисный персонал» были  опубликованы кадровыми агентствами:

·        для зарплат <500$ [60% всех вакансий] - 13%,

·        для зарплат >500$ [40% всех вакансий] - 32%.

То есть подавляющая часть вакансий (80%) размещалось от работодателей напрямую. Сегодня Интернет составляет реальную конкуренцию для кадровых агентств в таком сегменте, как «Офисный персонал».

 

Между тем, требования работодателей к кандидатам на позиции офисных специалистов,  или явно завышены, или необычайно расплывчаты. Более того, часто работодатель оказывается в ловушке одной из двух крайностей: или он готов принять на работу молодого и мало квалифицированного специалиста, за минимальную зарплату, или же напротив – предъявляет к своему секретарю требования сравнимые с требованиями к специалисту отдела маркетинга или профессионального переводчика.

И если найти специалиста стартового уровня на минимальный оклад как правило в нашем городе не составляет труда, то привлечь на позицию секретаря или ассистента высоко квалифицированного специалиста, даже платя ему существенные суммы бывает не просто.

Однако это было бы еще полбеды. Часто работодатель, введенный в заблуждение большим количеством кандидатов на рынке труда, пытается задать максимально высокую планку по требованиям и одновременно – заплатить кандидату минимальный оклад.

 

 

Владимир Шевченко. Exclusive Personal.

Основные требования к работникам  устоялись на протяжении многих лет и существенных изменений не претерпели.

Можно отметить следующие особенности:

1.      Достаточно часто работодатели не соизмеряют  требования  к профессиональным качествам кандидатов с уровнем зарплаты, стараясь ее занизить.

2.      В преддверии летнего сезона  учащаются попытки произвести кастинг  претенденток на должности секретарей, личных помощников и т.д.

3.      Часто требование по знанию иностранного языка не подкрепляется реальными потребностями  фирмы.

В результате такого поведения работодателей, можно наблюдать достаточно устойчивый отток специалистов из офисного сектора, после 1,5 – 2 лет работы и приобретения опыта. Как следствие на рынке крайне сложно найти действительно опытного специалиста административного сектора, даже на хорошую зарплату.

Резюмируя подход работодателя можно заключить что, если на стартовые позиции с минимальными окладами работодатели готовы брать сотрудника практически без опыта работы, то на более «продвинутых позициях» с высоким окладом  они хотят видеть опытных, высоко квалифицированных работников, которых на рынке крайне мало.

 

Kelly Services

Exclusive Personal

Анкор

Интернет, открытые вакансии

Ресепшионист

400-900$

400-450$

450-600$

300-350$

Ассистент отдела / Секретарь

600-1500$

500-500$

700-800$

330-350$

Личный помощник

700-2000$

700-800$

800-1000$

600-700$

Переводчик

1000-4000$

700-800$

900-1200$

600-700$

Офис-менеджер

1000-3000$

500-600$

1000-1300$

350-400$

Кресло секретаря – трамплин для карьерного роста.

Рассматривая пожелания кандидатов к своему новому месту работы, стоит отметить, что сегодня кандидатов помимо уровня оплаты труда часто интересует:

·        условия работы, дислокация офиса, есть ли проблемы с транспортом;

·        наличие практики в общении на иностранном языке;

·        возможность совмещения с заочной формой обучения;

·        возможность карьерного роста  в сфере менеджмента.

Одной из наиболее значимых тенденций сезона на рынке труда офисных работников стало признание работодателями и кадровыми агентствами того факта, что секретари, в широком смысле слова, являются внутренним кадровым резервом для большинства подразделений компании.

Ирина Чернозубова «Анкор».

Хотя сегодня на рынке труда много начинающих специалистов, чрезвычайно трудно оказывается найти кандидата на вакансию «секретарь на ресепшн». Большинство кандидатов стремятся получить должность личного ассистента или ассистента отдела. Хотя зачастую оклад на позицию ресепшиониста такой же, а возможностей для карьерного роста не меньше. Другой интересной чертой стало сокращение срока работы кандидата в одной компании. Все большие количество секретарей отработав год стремятся найти новое место с лучшими условиями.

По результатам исследования «Развитие Карьеры», проведенного агентством Kelly Services, специалисты, работающие в области офисного администрирования:

·        Оценивают свою работу в равной степени и как карьеру, и как способ заработать

·        Готовы сменить место работы более, чем любые другие специалисты на рынке труда

·        Уверены, что смогут найти новое место работы в течение полугода

·        Ассоциируют свою профессиональную деятельность скорее с компанией, в которой работают, чем со своей должностью или навыками

Изменяется и оценка общества по отношению к позиции секретаря. Сегодня это не показатель низкой профессиональной квалификации, а возможность адаптироваться в крупной компании и получить возможность для развития профессиональной карьеры в будущем.

Генеральный директор Kelly Services CIS Екатерина Горохова.

Хочу дать молодым людям, особенно девушкам, совет: не бойтесь идти на позиции секретарей и ресепшионистов после окончания ВУЗа. Если вы приходите в крупную западную компанию, с развитой структурой, многопрофильной деятельностью, то это ваш счастливый билет на быстрый карьерный рост. Ведь компания гораздо скорее пригласит на позицию начального уровня в другом отделе (например, в маркетинге) Вас – человека, зарекомендовавшего себя и знающего компанию и ее бизнес, чем будет  привлекать такого же специалиста со стороны. В этом случае гораздо проще найти нового секретаря, предоставив вам возможность развиваться и покорять карьерные вершины в новой должности. Например, позиция ресепшиониста – это курс «молодого бойца» в бизнесе, проработав всего лишь несколько месяцев, человек поймет и стиль общения, принятый в компании, и основные правила поведения, научится общаться с людьми, начиная от рабочих компании до Генерального директора. Эти вновь приобретенные навыки бесценны в любом деле, даже если вы станете в дальнейшем работать на промышленном производстве или будете продавать услуги какого-нибудь рекламного агентства.

 "Секретарское дело" сентябрь 2004

be number one Rambler's Top100
Service




Сайт создан в системе uCoz