Обзор рынка труда специалистов в области PR и рекламы. Ноябрь 2003

Анна Несмеева

Рынок рекламных и PR-услуг в последнее время бурно развивается. Невозможно найти ни одной сферы деятельности, где не применялись бы PR и рекламные технологии. Сегодня они охватили все области: от гуманитарных проектов, до крупных промышленных предприятий, от политических партий, до арт-коллективов. Каковы же основные тенденции на рынке труда специалистов в области PR и рекламы в 2003 году?

Первая и самая главная тенденция быстрый рост спроса на специалистов в области PR и рекламы. Так количество вакансий в открытых источниках в этом сегменте увеличилось за год более чем в полтора раза. Вторая тенденция скорее является типичной для всего российского рынка труда: работодателям остро необходимы опытные специалисты, высокого профессионального уровня. Особенно острый дефицит кандидатов испытывают компании в секторе "креаторов", т.е. специалистов создающих креативный образ рекламной или PR компании. К сожалению успешных кандидатов в этой области на рынке крайне мало. Похожая ситуации сложилась и с кандидатами, способными занять должность директора по PR и рекламе. Высокие требования к опыту и наличие успешных проектов - одно из обязательных требований по таким позициям - практически отсекает большинство соискателей. Третья тенденция рынка труда специалистов в области PR и рекламы - это большое количество кандидатов на средние позиции, не требующие особой специализации (менеджер по рекламе и PR, сотрудник пресс-службы). По таким вакансиям спрос на рабочие места превышает предложения порой в три раза. Практически не пользуются спросом социологи и психологи. В то же время спрос на специалистов по работе с клиентом и account manager-ов достаточно велик, и превышает предложение кандидатов. Очень большой разброс по зарплатам, позволяет утверждать, что кандидаты еще плохо осведомленны о средней стоимости труда в отрасли.

Наталья Кукалец, консультант по подбору специалистов и менеджеров в сфере PR, рекламы и маркетинга, компания АНКОР

На рынке рекламы и PR в данный момент наблюдается повышенный спрос на квалифицированных специалистов. Это связано, в первую очередь, с укрупнением бизнеса и расширением рекламных и PR отделов компаний. Особенно востребованы специалисты в области связей с общественностью у промышленных компаний, которые рассматривают PR как основной инструмент для продвижения своей продукции. В рекламе востребованы специалисты разного уровня, начиная от координаторов по полиграфии, и заканчивая менеджерами, вовлеченными в решение стратегических задач. Многие крупные компании, "доросли" до необходимости создания отдельной должности для централизованной координации рекламной деятельности компании. Требования к кандидатам зависят от уровня позиции и сферы деятельности организации. Корпоративный менеджер по рекламе. Наиболее ценным, на сегодняшний день, является кандидат, обладающий комбинированным опытом, как на стороне рекламного агентства, так и на стороне компании. Опыт работы в агентстве помогает контролировать процесс, внедрять систему экономии расходов, дает навык формулировки брифа и понимание зоны ответственности. Благодаря же опыту на стороне компании, специалист приобретает навык стратегического планирования креативной концепции компании, исходя бизнес-целей организации. Пресс-секретарь. Привлекательный для компании кандидата должен иметь налаженные контакты с журналистами федеральных и региональных СМИ, пишущими на темы, связанные с деятельностью компании. Хорошо знать индустрию компании и иметь опыт работы в той же или смежной отрасли. Помимо того, кандидат должен обладать навыком написания статей, пресс-релизов и рекламных текстов и иметь соответствующее (филологического или журналистского) образование.

В последние два года существенно выросли зарплатные ожидания кандидатов. Компании регулярно пересматривают уровень оплаты труда с целью удержания ценных сотрудников. Поэтому, кандидаты готовы рассматривать предложения о смене работы только в том случае, если позиция предполагает существенное повышение в зарплате. Интересно, что большинство сотрудников рекламных агентств стремится перейти на сторону компаний, а опытных специалистов, заинтересованных в работе в агентствах не так уж много. В подобной ситуации рекламные агентства вынуждены выращивать собственные кадры, и сейчас у них работают, как правило, очень молодые специалисты - 22-24-летний PR или брэнд-менеджер никого сегодня не удивит.

Kelly Services CIS, координатор по рекламе и связям с общественностью Валентина Агуреева.

Рынок рекламы и связей с общественностью являются на сегодняшний день одним из наиболее перспективным для специалистов и потенциальных - для компаний-работодателей. Сегодня молодые специалисты получают в ВУЗах специализированное маркетинговое образование, рекламы и связей с общественностью. Традиционно PR более развит в тех областях, где законодательно ограничены возможности прямой рекламы или специфика целевой аудитории предполагает низкую эффективность рекламных воздействий. Так связи с общественностью более развиты в высокотехнологичных секторах бизнеса: ИТ и телекоммуникациях, автомобильной промышленности, фармацевтике, в банковском и страховом секторе, консалтинге. Прямая реклама активно работает и развивается в области производства товаров народного потребления. Сейчас на рынке востребованы специалисты, имеющие опыт работы в специализированных (PR или рекламных) агентствах. Поскольку такой опыт предполагает ведение огромного числа разноплановых проектов, базовое знание механизмов работы рекламного бизнеса, практику сотрудничества с различными компаниями. Развивается сегмент рынка труда независимых консультантов.

Основные требования к специалистам по рекламе и связям с общественностью выглядят следующим образом:

  • Высшее образование (профильное образование является преимуществом или обязательно для специалистов среднего и высшего звена, MBA или специализированный диплом по маркетингу является преимуществом)
  • Опыт работы в западной или российской компании, обладающей развитой структурой маркетинга, рекламы и PR, рекламном или PR агентстве
  • Свободное знание английского языка
  • Отличные аналитические способности, коммуникабельность, креативность, целеустремленность, системный подход к работе, ориентация на результат
Среднемесячная заработная плата специалистов западных компаний ( до вычета налогов) октябрь 2003 г. Москва.
Координатор по рекламе и PR 1000-1500$,
PR Менеджер 1500-2000$
PR Директор 2000-5000$

Специалисты нашей компании ожидают стремительного роста спроса на профессионалов, в первую очередь, в области PR, поскольку сегодня более эффективным становится непрямое воздействие инструментами PR-технологий. Развитие PR и коммуникационных технологий в России в целом будет стимулировать рост спроса на профессионалов в области политического PR, развитие и укрупнение рекламных и PR агентств.

Константин Воронков, Генеральный директор агентства "K.Voronkov IMC".

Ситуация на рынке PR благоприятна. Это связано с тем, что все больше компаний понимают, что PR это не вид рекламы, а самостоятельный маркетинговый инструмент, позволяющий компаниям достигать целей, недоступных обычной рекламе. Кроме того, руководители понимают, что часто с его помощью можно сэкономить существенные средства. Поэтому сегодня многие компании нанимают в свой штат отдельных специалистов, а не взваливают эту работу на существующего менеджера по рекламе или маркетингу. Большинство компаний хочет и готово нанять профессионалов. Этому способствует и то, что в последние годы многие ВУЗы открыли обучение по специальности "Связи с общественностью". Беда в том, что прилично платить за эту работу (впрочем, как и за любую другую) хотят не очень многие. Средние зарплаты на рынке составляют 400 - 800 $$. Единицы, а это либо ключевые сотрудники агентств, либо ответственные специалисты в больших западных компаниях / банках получают больше. Работодатели предпочитают брать на работу молодых специалистов, выпускников журфака и т.п. учебных заведений. Главное что бы кандидата умел писать (по их мнению, это главное качество специалиста по связям с общественностью) и просил поменьше денег. Однако профессиональные качества таких кандидатов не высоки. Большинство из них женщины или выпускники, готовые работать за относительно не большую сумму, что бы набраться опыта. Пиарщиков становится больше, число вакансий тоже растет. Одновременно профессионализм специалистов не растет. Многие просто не способны придумать что-то интересное. По моему мнению, решительный перелом произойдет, в тот момент, когда новое поколение сегодняшних студентов наберется опыта и займет их место.

"ТОП Менеджмент Персонал", ИАС "Персонал 911" Наталья Опарина.

Основные требования к кандидатам на позиции "менеджер по рекламе и PR".

Опыт работы в 63% случаев требуется от 1 года, что легко объясняется "молодостью" профессии. Очень приятно отметить, что в 89% случаев пол кандидата на позицию не имеет значения, хотя на уровне менеджеров преобладают женщины, на уровне топ-менеджеров- мужчины. Наиболее предпочтительный возраст кандидатов для крупных компаниях 30-45 лет, однако, не менее широко представлен и возраст 20-30 лет, что также объясняется "молодостью" позиции. В 79% случаев от кандидата требуется высшее и профильное образование.

Как правило в обязанности менеджер по рекламе и PR входит:

  • Разработка рекламной стратегии
  • Формирование имиджевой политики
  • Медиа-планирование
  • Планирование и проведение рекламных компаний, спонсорских мероприятий, брифингов, презентаций
  • Организация выставок
  • Подготовка рекламных материалов, обзоров, бюллетеней, статей
  • Работа со СМИ
  • Оценка эффективности рекламной продукции компании, презентаций и других специальных предприятий
  • Проведение маркетинговых исследований
Вилка зарплат 200$ -1700$. Из них оплата 36% вакансий лежат в диапазоне 200$ - 500$, 44% вакансий предполагают оплату в диапазоне 500$ - 800$ и 20% вакансий - 800$ - 1750$.

И если на первом начальном уровне в обязанности кандидата будет входить лишь стандартная деятельность, то на втором уровне от него уже потребуется опыт аналогичной работы, наличие деловых связей с прессой. "Высшая лига" специалистов гордиться успешным опытом проведения рекламных и ПР компаний, собственных проектов. Помимо стандартной деятельности, они будут заниматься разработкой общей рекламной и ПР стратегии компании, медиапланированием. Такие специалисты, как правило, востребованы в специализированных агентствах и западных компаниях. На высших уровнях специалистам предлагают помимо фиксированной оплаты и выплату бонусов.

"Резюме - банк", Марина Грицкевич, директор.

Анализируя данные представленные проектом Resume-Bank наши консультанты сегодня могут представить себе достаточно точную картину соотношения пожеланий кандидатов и требований работодателей. В области рекламы и ПР они выглядят следующим образом.

Спрос и предложения рабочих мест в области рекламы, маркетинга, СМИ, полиграфии, практически уравновешен. Так количество вакансий и резюме колеблется около 2-3% от общего числа. Большинство компаний предлагает общие "расширенные" вакансии. Обязанности такого специалиста будут охватывать рекламу, ПР и частично маркетинг. Главным преимуществом кандидатов на такие позиции будет являться универсальность и разнообразный опыт работы. Оплата большинства вакансий в этой области лежит в диапазоне 400$ - 800$. В части развития рынка труда рекламистов, можно отметить подъем спроса со стороны специализированных агентств или компаний с разветвленных маркетинговым отделом. Тут возникают такие позиции как: медиадиректор, медиапланер, и медиабаер. Однако сегодня работодатель в большинстве своем слабо понимает различия между этими специалистами, и часто обязанности медиадиректора в некрупной компании выполняет медиапланер. Кандидаты на эти позиции, обладающие успешным опытом работы в РА полного цикла (или сетевом), имеющим налаженные контакты со СМИ - буквально "на вес золота". Вообще требования к опыту работы, явно перевешивают требования по образованию кандидатов, что объяснимо молодостью отрасли. Помимо успешного опыта такие кандидаты должны обладать гибкостью мышления, креативностью и высокой работоспособностью.


be number one Rambler's Top100
Service

Сайт создан в системе uCoz