Анна Несмеева

Обзор рынка труда логистов. Июнь 2003

Анна Несмеева.

Логисты на сегодняшний день, пожалуй, одна из наиболее "темных" и неразработанных областей рынка труда. Все что неискушенному читателю приходит в голову это смутные ассоциации с железной дорогой и таможней. Вслед за таможней всплывает образ Верещагина из знаменитого "Белого солнца пустыни" с его звездной фразой "Таможня дает добро!". Спрос на их услуги остается постоянным, имея некоторую общую тенденцию к росту, что связано в свою очередь, с общим ростом отечественной экономики. Все компании осуществляющие перевозки или складирование продукции, так или иначе касаются в своей работе логистической деятельности, но о самой работе логистов, о требованиях предъявляемых к этим специалистам, уровне оплаты и зонах наиболее частого применения, большинство из игроков рынка труда имеет представление весьма слабое. То есть специалисты по логистике, безусловно, есть, но вот кто они есть, простите за каламбур, знает далеко не каждый.

Так что прежде чем переходить к обзору состояния этого сектора рынка труда, необходимо понять, чем же занимаются пресловутые логистики. Начнем с определения сферы ответственности такого специалиста.

На рынке труда к области логистике традиционно относят следующие сферы:

  • Собственно перевозку и доставку грузов
  • Хранение (складирование) грузов
  • Работу с таможенными службами по очистке грузов
  • Управление грузопотоками
Некоторые специалисты предлагают относить к логистике так же специалистов по закупкам, что на мой взгляд не совсем соответствует истине. Дело в том что главное в логистике - перемещение каких-либо ценностей по просторам нашей родины - мало связано с закупками, кои обычно предназначаются для использования товара внутри компании (тогда такой специалист служит в администрации) или же для перепродажи, и тогда место такого сотрудника - в службе продаж.

Все выше сказанное в полной мере относиться и к специалистам по ВЭД. Эта должность, почти исчезнувшая в большинстве отечественных компаний, сегодня лишь напоминает нам о временах бума зарубежных закупок и контактов, пришедшихся на начало 90 годов.

Так если мы говорим о работе службы (департамента) транспорта и логистики, то в ней могут появиться следующие должности:

  • Директор службы (департамента) логистики
  • Начальник отдела логистики (перевозок)
  • Менеджер по логистике
  • Логист (специалист по перевозкам)
  • Специалист по таможенной очистке товара
  • Заведующий складом (складским комплексом)
  • Менеджер склада
  • Экспедитор
  • Координатор отдела логистики
  • Ассистент отдела логистики
В тех компаниях, где к службе логистики относится и транспортный отдел, появляются должности

  • Водитель
  • Специалист по ремонту и обслуживанию техники
  • Диспетчер
Современный логист это в первую очередь специалист великолепно разбирающийся в тонкостях организации процесса перевозки товара, способов и условий организации его хранения, имеющий опыт работы с транспортными службами (МПС, авиа- и морские перевозчики) и таможней. И если несколько лет назад наличие связей на таможне рассматривалось как решающее преимущество при найме кандидатов на службу, то сегодня, гораздо больше ценится опыт работы с международными перевозчиками, опыт автоматизации логистической службы, или навык работы с большими грузопотоками при высокой номенклатуре товаров. Сегодня с падением роли импорта ТНП, и появлением большого числа компаний оказывающих специализированные услуги по таможенной очистке грузов, эти работы компании отдают "вовне", а от своего внутреннего логиста требуют в первую очередь умения интегрировать работу различных служб компаний, обеспечивая максимально эффективные перевозки, в точно выверенный момент времени.

Отдельную касту среди специалистов по логистике составляют сотрудники собственно транспортных компаний. Их специализация более узкая, навыки более глубоки и конкретны, тогда как логист, работающий в составе обычной торгово-производственной компании, часто решает весь комплекс проблем, связанных с перевозкой и хранением товара / продукции. В общем, разница между ними напоминает различия между сотрудниками рекрутинговой компании и менеджером по персоналу, работающим внутри организации.

Учебных заведений, готовящих специалистов в области логистики крайне мало. Пожалуй, можно назвать лишь МИИТ, МАДИ, и несколько специальностей на профильных кафедрах отраслевых ВУЗов ("институт нефти и газа", "торговый", морской и автодорожный и т.п.).

По экспертным оценкам большинство сегодняшних логистов - самоучки, а их происхождение берет свое начало в отделах продаж или на складских комплексах. Что до зарубежных компаний, то в них специалисты по логистике, претерпевали те же трансформации, что и работники маркетинговых служб. То есть, восемь - десять лет назад, при открытии представительства на работу приглашались в первую очередь инициативные молодые люди с приятной внешностью и хорошим иностранным языком. Весь тот опыт, который имеют сегодня логисты иностранных компаний, получен в рамках одной компании, и основан на передаче и адаптации корпоративных правил и норм.

Специалисты в области логистики остаются стабильно востребованными на рынке труда. В последние время спрос на них плавно увеличивается в связи с увеличением производства внутри страны, и общим ростом российской экономики. Последние годы добавили к типовому списку требований к специалисту, разве что знание специфики отрасли в которой работает компания, и опыт работы с международными сетевыми перевозчиками. В цене по-прежнему "оборотистые" логисты, умеющие выгодно для компании организовать грузопоток, добиться снижение издержек на складское хранение и простои на таможне. В связи с бурным ростом сетевых торговых компаний и крупных производственных холдингов, выросло значение опыта организации перевозок внутри России, и контроля большого грузопотока, с большим количеством наименований товаров.

Еще одной любопытной особенностью этого сектора рынка труда можно назвать большие перспективы открывающиеся перед молодыми специалистам, получившими профильное образование. Спрос на услуги логистов стартового уровня достаточно велик, конкуренция невысока, и такой специалист, при определенном трудолюбии, имеет реальную возможность сделать карьеру в компании в течении двух-трех лет.

Основываясь на экспертных оценках, можно утверждать, что рынок труда логистов в ближайшее время не ожидает никаких потрясений. Не стоит ждать ни резкого дефицита специалистов, ни катастрофического спада спроса на их услуги. Спрос на специалистов в области перевозок и хранения, стабилен и имеет небольшую, но постоянную тенденцию к росту.

Диаграмма 1. средние заявленные зарплаты

Инна Кузнецова, Елена Орехова, консультанты, специализирующиеся на позициях в сфере логистики и административной поддержки, АНКОР

По статистике нашей компании, основанной на анализе поступающих в АНКОР запросов на подбор персонала, а также объявлений в СМИ, спрос на специалистов в сфере логистики постоянно возрастает вот уже на протяжении последних четырех лет. На наш взгляд, это связано с существенным ростом объемов торговли, ростом уровня потребления товаров, а также с ростом промышленного производства.

Если говорить о характере спроса, то наиболее ценными в данный момент являются логистики в сфере промышленного производства, знающие специфику производственного процесса. Кроме того, самыми востребованными являются логистики широкого профиля, ведь во многих компаний менеджер по логистике имеет большой круг обязанностей и отвечает одновременно и за склад, и за таможню, и за доставку. В закупках, наоборот, в последнее время мы наблюдаем рост спроса на специалистов, имеющих узкую специализацию, например в сфере упаковки, сырья, запчастей, оборудования и т.д.

Спрос на менеджеров по отправке / движению товаров не такой большой. Как правило, они требуются только в транспортных компаниях. Когда речь идет о железнодорожных перевозках, одним из основных требований является наличие связей с МПС. Похожее требование выдвигается и к таможенникам. Это очень специфическая и сложная позиция. Менеджеров по таможенной очистке товаров, имеющих опыт работы в коммерческой структуре, на рынке очень мало. А людей, ранее работавших на самой таможне, компании брать не хотят. В результате, из-за больших объемов работы по данному направлению, многие компании предпочитают прибегать к услугам посредников - таможенных брокеров.

С ростом спроса на специалистов по логистике растут и зарплаты. Опытных логистиков на рынке не так много, и их ожидания, как по зарплате, так и по условиям работы в последнее время очень возросли. Поэтому, чтобы их мотивировать на переход в другую компанию, приходится постоянно предлагать все более привлекательный компенсационный пакет. Так за последний год в среднем по ключевым позициям зарплаты выросли на 50%. Стандартный компенсационный пакет сейчас практически обязательно включает служебный автомобиль, мобильный телефон, страховку и питание.

Еще одной причиной роста заработных плат может быть активизация российских компаний. Они привлекают в свой штат логистиков с опытом работы в западных организациях и знанием западных технологий, и поручают строить весь процесс логистики практически с нуля. Мотивировать кандидата они могут только более высокой компенсацией и более высокой и ответственной позицией.

Диаграмма 2. Уровень зарплат специалистов

Данные диаграммы основаны на последнем из регулярных обзоров заработных плат компании АНКОР, вышедшем зимой 2002-2003гг. (Обзор выходит один раз в полгода, и следующий готовится к выходу в конце июня 2003 г.)

В зимнем исследовании приняли участие 55 компаний, из которых 20 % - российские, 80% - иностранные. В отчете представлены 5 секторов рынка, 83 позиции (суммарная численность сотрудников - 10000). Средние значения мы приводим по 64 позициям, которые встречаются во всех обзорах, проводимых АНКОРом.

Наталья Пырескина, старший консультант, Kelly Services.

Рынок труда в сфере логистики не претерпевает сегодня значительных изменений, активно развиваются процессы, относящиеся к развитию деловых процессов в целом. Как российские, так и западные компании признали огромное значение логистики, отказавшись от восприятия ее как инструмента поддержки основного бизнеса, и выделяют как один из ключевых условий успеха.

Наибольший спрос на специалистов в сфере логистики предъявляется со стороны FMCG компаний, эти же компании создают значительную часть предложения труда высокопрофессиональных, образованных специалистов с обширным опытом работы. Компании стараются привлекать специалистов, имеющих опыт работы в аналогичной области (например, FMCG компания привлекает специалиста, отработавшего не менее 2 лет в компании по производству и / или продаже товаров народного потребления), это связано со спецификой логистики по отраслям. (Специалисты по логистике, работающие в сфере FMCG, обычно работают с большим количеством наименований, на порядок большими объемами и т.д.)

В 2003 г. компании-работодатели легче расстаются со своими сотрудниками при несоответствии их деятельности требованиям компании: низкая эффективность сотрудника, несоответствие его поведения философии компании, неумение быстро адаптироваться к изменяющимся условиям ведения бизнеса. Также активизировался спрос на специалистов по логистике со стороны компаний-производителей, у которых есть заводы в ближнем Подмосковье.

Наиболее востребованными позициями на рынке труда являются:

  • Специалист / Менеджер по закупкам
  • Руководители высшего уровня - Директор по логистике. Специалисты подобного уровня обладают высоким статусом внутри компании (Заместитель генерального директора, Вице-президент), его должностные обязанности охватывают всю цепь поставок, он участвует в планировании, разработке стратегии и бюджета.
  • В 2003 г. растет спрос на специалистов начального уровня (с минимальным или даже без опыта работы в логистике). Логистика является привлекательной сферой для начала карьерного роста, так как позволяет стать специалистом среднего уровня в течение нескольких лет: сейчас уделяется огромное внимание подготовке специалистов, спрос на них растет, профессионалов среднего и высшего уровня на рынке труда немного, компании активно привлекают молодых специалистов в индустрию
  • Складские и таможенные специалисты пользуются стабильным спросом, но предложение труда специалистов среднего уровня в данных областях не может удовлетворить предъявляемый спрос.
Специалисты по логистике чувствуют себя очень уверенно и соглашаются на новые предложения только при условии более привлекательного компенсационного пакета, возможностей карьерного или профессионального роста, интересных проектов.

Средний уровень заработной платы специалистов по логистике. Таблица 1. Уровень зарплат

* По заказам компании

Общие требования к специалистам по логистике:

  • Высшее техническое / логистическое / экономическое образование
  • Опыт работы по специальности от 2 лет (для специалистов среднего уровня), от 4-5 лет (для специалистов высшего звена) в компании той же сферы бизнеса и с аналогичными логистическими принципами
  • Хорошее знание английского языка
  • Знание ПК (MS Office, 1C, Sun, SAP R/3)
  • Презентабельность, коммуникабельность, умение отстаивать свою точку зрения и убеждать, открытость, хорошие организаторские и аналитические способности

Наталья Опарина, главный редактор ИАС "Персонал 911". "Топ-Менеджмент Персонал".

Сегодня логист - это прежде всего системный интегратор материального потока. Он обеспечивает соединение основных функций логистики (грузопереработка, распределение, складирование, транспортировка, упаковка, управление заказами и закупками и т.д.) в единый бизнес-процесс, а в дальнейшем координирует его и оптимизирует с точки зрения снижения затрат, себестоимости и издержек.

Большинство компаний при поиске кандидатов предъявляют требования к:

  • опыту работы кандидатов. Опыт 2-3 года запрашивают 53% компаний, 5 и более лет требуют иностранные фирмы, представленные на российском рынке;
  • возрасту кандидатов. 25-45 лет. Самый популярный логистик имеет возрастной интервал 25-35 лет (около 45%) и немного более 35 лет (55%);
  • полу кандидатов (86% предложений адресовано мужчинам);
  • образованию. Высшее образование требуется в 100% случаев.
Среди специфических требований наиболее часто встречаются следующие:
  • связи на таможне;
  • знание определенной отрасли;
  • владение английским языком.
Разброс зарплатных предложений по позиции "логистика" очень велик: от 200 долл. (в малом бизнесе) до 1500 долл. (в солидных компаниях). Наиболее часто встречающиеся предложения - 300-400 долл. в средних фирмах и 1000 долл. в бурно развивающихся компаниях.

По позиции "директор по логистике" 75% предприятий предлагает своим кандидатам доход в диапазоне 1000-2000 долл. Не более 18% работодателей готовы платить от 2500 до 4000 долл.

По позиции "логист" зарплатные предложения отличаются большим разнообразием. Так, 27% компаний устанавливают зарплату в 300-400 долл., 21% - в диапазоне 600-700 долл. И, наконец, 28% компаний - от 900 до 1000 долл.

Данные приведены на основании очередного обновления информационно-аналитической системы "Персонал 911" (сборник информационно-аналитических материалов по рынку труда).

Марина Грицкевич, директор, "Резюме-Банк".

По данным нашей компании, доля специалистов, претендующих на работу в области логистики, практически соответствует доле вакансий в области логистики среди прочих предложений. У соискателей наиболее популярна вакансия "логистик/специалист отдела логистики".

Таблица 2. Зарплатные ожидания кандидатов

Необходимо отметить, что сегодня существуют серьезные различия между обязанностями (и, соответственно, предъявляемыми требованиями) внутренних логистов и сотрудников специализированных транспортно-экспедиционных компаний.

Так, например, внутренний логист будет заниматься подготовкой документов к таможенной очистке груза, расчетом кубатуры комплектования, согласованием отгрузки товара с зарубежными партнерами, отслеживанием движения товара. В его обязанности также может входить работа с зарубежными фирмами и таможенными брокерами, поиск оптимальных путей растамаживания.

В свою очередь обязанности работника транспортно-экспедиционной компании, как правило, более узкие, специализированные на одной-двух операциях. К основным обязанностям логиста на этих предприятиях обычно относят поиск новых клиентов, подготовку документов, организацию перевозок, планирование работы экспедиторов, работу с транспортными компаниями/подразделениями фирмы, подготовку и оформление документов, расчет себестоимости, выбор для клиента оптимального способа доставки. Такому логисту необходимы знания основных транспортных документов международного образца (TIR, CMR, коносамент и др.), а также первичной бухгалтерии, деловой переписки, таможенного законодательства. Кроме того, обязательное условие - владение иностранным языком и знание кросс-культурных связей.

Таким образом, мы убедились, что квалификационные требования, предъявляемые к "внутренним" и "внешним" логистам, сильно отличаются. Как, впрочем, и размер оплаты их труда. Однако при планово увеличивающемся спросе на логистов как среднего, так и стартового уровня безработица специалистам этого сектора рынка не грозит.


"Директор - Инфо" июнь 2003
be number one Rambler's Top100
Service

Сайт создан в системе uCoz