Анна Несмеева

Все сестрам по серьгам. И пусть никто не уйдет обиженным…

Обзор рынка труда. Маркетинг.

Маркетинг, по мнению всех без исключения экспертов, сегодня тот сектор рынка труда, где спрос на рабочую силу, существенно опережает предложение. Так например количество находящееся в открытом доступе вакансий в области маркетинга, составляет 7.24% от общего числа, а количество резюме специалистов - 6.61%. Вообще стоит отметить, что рынок труда в 2003 году окреп и "заматерел", и особенно рынок труда московский. Необходимо отметить, что специалисты в области маркетинга в цене везде, не зависимо от региона, и существенных расхождений по заявленным зарплатам между столичным и провинциальным рынком, в отличии от других секторов рынка труда, не наблюдается. В среднем, региональные зарплаты равны или ниже столичных на 5-7%. При этом надо отметить, что спрос на специалистов, как таковой остается величиной постоянной

Давно перейден "Рубикон" самого благополучного докризисного года. Вакансий много, их хватит на всех. Однако - есть и одно, принципиальное отличие от докризисной ситуации. Если в начале и середине 90х годов, существовал спрос на кадры как таковые, а работодатели встречали (читай - принимали на работу) специалистов в основном по "одежке", то прошедшее десятилетие приучило собственников подбирать себе персонал учитывая исключительно профессионализм последнего. Если девизом докризисной эпохи можно было провозгласить фразу "сделайте мне красиво", то сегодня ее место заняло утверждение - "дайте мне профессионала". Не побоюсь повториться - спрос на рынке труда велик, но это спрос на профессионалов. Впрочем вернемся к сегодняшней теме - маркетингу. Как ни парадоксально, после сделанного чуть выше утверждения о господствующем спросе на специалистов с опытом работы, хочется отметить что рынок труда в маркетинге сегодня так емок, что работу найти себе может специалист любого уровня. И дело тут не только в большом объеме существующих вакансий, но и в разной степени развития внутреннего менеджмента в компаниях. Следовательно именно существенным разнообразием стартовых требований к специалисту объясняется столь существенное расхождение (иногда на порядок) предлагаемых им зарплат. Помимо этого, в области маркетинга, как и в продажах, существует существенная дезориентация с наименованием вакансий и подразумеваемыми в них обязанностями. Что, в свою очередь накладывает определенный отпечаток на статистику по спросу/предложению.

** данные по открытым источникам

Необходимые пояснения ( к статистике):

"Директор по маркетингу", эта позиция возникает в компаниях, где служба маркетинга поставлена на широкую ногу, а собственники компании придают рекомендациям маркетологов большое значение при принятие решений. От директора службы ожидают создание и реализации долгосрочной стратегии развития компании. Часто входит в совет директоров компании. Аналогичную роль выполняет начальник отдела маркетинга.

"Аналитик по маркетингу" - эта позиция второго уровня в разветвленном отделе (службе) маркетинга, возглавляет исследовательскую группу, анализирует первичные данные, создает рекомендации по проведению конкретных компаний. "Бренд менеджер", эта позиция возникает в компаниях, имеющих по роду своей деятельности дело с ярко выраженными торговыми марками, от успеха продвижения которых зависят продажи. Часто работают с вендорами.

"Менеджер по маркетингу" - эта позиция появляется в компании, где один - два человека выполняют весь объем работ связанный с маркетингом и рекламой. Уровень полномочий у них не велик, да и руководство не рассматривает их работу как приоритетную. Исключение - западные компании, где "менеджером" называют руководителя отдела.

"Маркетолог" - рядовой сотрудник службы маркетинга, ведущий исследовательскую работу.

"Ассистент по маркетингу" - эта вакансия, появляется в разветвленных маркетинговых службах, компаний прозападного образца. Часто существует в объединенных службах "маркетинг и реклама", "маркетинг и продажи". Эту вакансию, как правило, занимают молодые специалисты, часто без опыт работы.

Стоит отметить так же, такой любопытный факт, что хотя все эксперты констатируют быстрое развитие страхового бизнеса, и как следствие - растущий спрос в этом секторе на специалистов в области маркетинга, объявленных вакансий в этом секторе вы не найдете. Крайне закрытые, компании в области страхования, по прежнему, продолжают искать персонал через внутренние каналы, или - размещая конфиденциальные заказы в рекрутинговые агентства.

Аналогично дело обстоит и в области недвижимости и строительства. То есть объективно спрос есть, а вакансий - нет. В открытом доступе нет. А так - есть. Но - как бы нет.

Традиционно стабильный спрос на специалистов в области маркетинга и высокий уровень оплаты демонстрируют отрасли с высокой конкурентной борьбой и высоким насыщением рынка, такие как ИТ/телеком, фармацевтика и торговля.

В остальных отраслях проявленный спрос мы можем отследить лишь на высококвалифицированных специалистов, там где компании осознали необходимость планового маркетинга, что разумеется не может не отразиться на рейтинге зарплатных предложениях.

Комментарии экспертов.

Kelly Services, Татьяна Мойса, Региональный Директор по Центральной России.

По данным агентства Kelly Services, во второй половине 2002 года наибольший спрос на специалистов в области маркетинга (исследования рынка, бренд менеджеры с опытом запуска /перезапуска товара) на российском рынке демонстрируют в первую очередь компании FMCG. Требования к рядовым специалистам в области маркетинга остались прежними: высшее образование (для специалистов высшего уровня обязательно профильное образование в сфере маркетинга, MBA является преимуществом); опыт работы в маркетинге в крупной российской или западной компании не менее 2-3 лет в аналогичной позиции; хорошее знание английского языка; отличные аналитические способности, презентабельность, коммуникабельность, креативность, целеустремленность, системный подход к работе С точки зрения специалистов нашего агентства наиболее актуальное направление в области маркетинга - это торговый маркетинг. Торговый маркетинг в настоящее время актуальное, динамично развивающееся направление на рынке труда в сфере маркетинга, число высоко профессиональных специалистов здесь сильно уступает предъявляемому спросу. Данная позиция очень популярна по данным Kelly Services, но найти кандидата, полностью соответствующего требованиям клиента, достаточно сложно. Фактически, торговый маркетинг в будущем может стать ключевым способом общения компании с клиентами. Специалисты по торговому маркетингу с опытом работы и успешно проведенными проектами по запуску продуктов на рынке имеют сегодня возможность выбирать из большого количества предложений компаний-клиентов, как российских, так и западных. В любом случае агентство Kelly Services ожидает активного развития данного сектора рынка труда.

Краткое описание позиции специалиста по торговому маркетингу:

Основные обязанности: специалист будет отвечать за разработку рекламной стратегии в местах продаж, работу с рекламными агентствами и другими поставщиками услуг, отслеживание эффективности позиционирования товара на рынке, работу с крупными торговыми сетями.

Требования: высшее образование, опыт работы на аналогичной позиции в крупной компании по производству и продаже товаров народного потребления, опыт запуска и продвижения новых продуктов на рынке, проведения совместных рекламных акций с компаниями дистрибуторами, отличное знание английского языка, подвижность, коммуникабельность, креативность, отличные аналитические способности, понимание сферы продаж.

Компания "АНКОР", Оксана Соболева, руководитель отдела маркетинга, Наталья Кукалец, консультант отдела по подбору специалистов в области маркетинга, рекламы и PR.

Уровень спроса на специалистов в области маркетинга, рекламы и PR хотя и подвержен колебаниям, остается довольно высоким. Наиболее востребованы в последнее время были аналитики по маркетинговым исследованиям, брэнд-менеджеры, специалисты по медиа-планированию и связям с общественностью. Во многом такая ситуация обусловлена тем, что компании расширяют свои продуктовые линейки, выводят на рынок новые продукты. В силу этого возрастает потребность в бренд-менеджерах, которые отвечают за продвижение данных продуктов на рынок. Именно бренд-менеджер позиционирует продукт относительно конкурентов на основе аналитических данных, представленных отделом по исследованию рынка, планирует использование рекламного бюджета, проводит анализ производственных мощностей предприятия и т.п. Расширение продуктовой линейки влечет за собой дополнительную нагрузку и на другие отделы - продаж, рекламы, исследований рынка - и их подкрепление кадрами.

Требования к потенциальным кандидатам, несмотря на их дефицит, в последнее время продолжают повышаться, что естественно для быстро развивающегося рынка и обостряющейся конкуренции, причем эта тенденция характерна как для западных так и для российских компаний. Согласно нашей статистике, зарплаты в российских компаниях в среднем ниже, чем в западных (см. таблицу). Но, если речь идет о привлечении высококвалифицированного профессионала в области маркетинга, рекламы или PR, российский работодатель готов предложить вполне конкурентоспособный компенсационный пакет.

Новые требования растущий рынок предъявляет к рекламным и маркетинговым агентствам. Со стороны их клиентов растет спрос на услуги в области стратегического планирования продвижения брэндов на рынке, осуществления маркетинговых коммуникаций. Если в западных рекламных агентствах отделы по стратегическому планированию имеют длительную историю существования, то для российских это направление стало приоритетным не так давно. Отмечается рост спроса со стороны специализированных агентств на специалистов в области стратегического планирования с опытом работы в крупных западных сетевых агентствах или в мультинациональных корпорациях

Go Getter, Борис Артюшин, генеральный директор.

На мой взгляд "самая расстрельная" должность в компании - это директор по маркетингу. Лично у меня она ассоциируется с памятником какому - либо вождю. Вроде бы всем понятно, что это вождь и преобразователь. Но все дело в том, что по фактически это - застывшая скульптурная масса, которая лишена возможности произвести даже малозначительные изменения в окружающей среде.

От российского директора по маркетингу ждут не столько исследований и аналитики, сколько интуитивного понимания рынка. Вот почему маркетинг в наших компаниях до сих пор нередко выполняет функцию аналитического центра, предлагающего отдельные решения, которые далеко не всегда востребованы руководством. Только настойчивость и успешный опыт смогут изменить положение маркетолога в компании, повысить к нему доверие. Руководители бизнеса, как правило, обладают интуицией и определенным знанием, а поэтому они с недоверием воспринимают теоретические решения, к которым тяготеет большинство маркетологов. Да и сами маркетологи, не готовы перейти из категории "советников по бизнесу" в категорию руководителей, отвечающий за реальный объем продаж. Поэтому нынешний жизненный этап для маркетологов, я бы охарактеризовал как "преодоление недоверия и формирование зоны собственного успеха".

Отраслевые тенденции

В индустриальном бизнесе растет потребность акционеров компаний в создании долгосрочных планов развития. Под эти задачи ищутся соответствующие люди, способные определить цели, стратегию, пути достижения. Не всегда их именуют "директорами по маркетингу", но суть их деятельности сводится к маркетинговым решениям на основе оценки и прогноза движения не только внутреннего, но и глобального рынков. Стоимость специалистов такого уровня на сегодняшний день начинается с $8000 в месяц и может доходить до $15000. Численность таких специалистов не велика, а потребности в них растут.

Рынок производственно-торговых компаний также находится в постоянном поиске руководителей маркетинговых подразделений. Основное требование, которые к ним предъявляется - это наличие успешного опыта по выведению на рынок брэнда или популярной торговой марки. В зависимости от бюджета компаний директор по маркетингу может осуществлять весь комплекс работ силами своего подразделения или контролировать его выполнение внешними подрядчиками. Это характерно для компаний с ограниченным маркетинговым бюджетом. Средняя стоимость руководителей по маркетингу в таких структурах колеблется от 4000$ до 7000$.

ООО "Резюме Бэнк", Марина Грицкевич, директор, Наталья Мухина, аналитик.

По данным нашей компании, сегодня на работу в области маркетинга претендует 2215 соискателей (2271), что составляет 4,6% от общего числа соискателей, рассматривающих предложения о новой работе. Наблюдается определенный Балан интересов - поскольку предложение работы практически соответствует спросу, правда лишь в количественном отношении.

Зарплатные предложения в "работном" Интернете лежат в пределах от 400 - 3500$$ в зависимости от позиции. Наиболее распространенные вакансии:

  1. Директор по маркетингу
  2. Менеджер торговой марки (Brand Manager)
  3. Менеджер продукта (Product manager)
  4. Мерчендайзер
  5. Менеджер по специальным мероприятиям
  6. Менеджер по торговому маркетингу (Trade Marketing)
  7. Исследователь рынка (Reseacher)
  8. Менеджер по работе с клиентами
  9. Начальник отдела маркетинга
  10. Маркетолог начального уровня (ассистент по маркетингу).
Надо отметить, что соискателям далеко не всегда просто четко соотнести себя с какой-то конкретной должностью, поскольку Начальник отдела маркетинга, по сути - остается Менеджером по работе с клиентами, а рядовой маркетолог или маркетолог начального уровня выполняет функции Reseacher. Во многих компаниях работу маркетолога выполняется менеджером по рекламе и маркетингу, или коммерческим директором.

Требования к вакансиям в области маркетинга выглядят традиционно и, как правило, не зависят от продукта, продвижением которого и будет заниматься искомый кандидат.

Основные требования это возраст до 45 лет; высшее образование, на топ-позициях - преимущество отдается МВА; опыт работы на аналогичной должности в крупной компании от 2х лет; реальный опыт организации и проведения маркетинговых исследований и анализа; на позицию бренд-мененджера - опыт продвижения брендов; на позицию директор по маркетингу - опыт разработки целостной маркетинговой политики и стратегического планирования. Разработка и реализация рекламной политики. Опыт руководства отделами маркетинга и рекламы. Большинство открытых вакансий заявлено торговыми и консультационными компаниями. По данным нашей компании, зарплатные ожидания кандидатов, как правило несколько выше, чем предложения от компаний. Исключением можно назвать, лишь топ-позиции, где требования к кандидатам крайне строги, что и компенсируется адекватным денежным предложением.

Позиция Ожидания кандидатов Предложения компаний
Директор по маркетингу 600-5000 3500
Менеджер торговой марки (Brand Manager) 500-1500 1500
Менеджер продукта (Product Manager) 500-1500 800-1200
Мерчендайзер 300-1500 -
Менеджер по специальным мероприятиям 500-800 -
Менеджер по торговому маркетингу (Trade Marketing) - 500
Исследователь рынка (Reseacher) 300-1000 -
Менеджер по работе с клиентами 300-3500 700
Начальник отдела маркетинга 500-2500 -
Маркетолог начального уровня 300 400
Другие должности 200-3000 -

BPO Executive search & Consulting , Екатерина Медведева, ведущий аналитик, Юлия Бевзенко, партнер

Предлагаемый нашей компанией анализ рынка специалистов в области маркетинга в области FMCG в России, дан с учетом специфики проектов, которые мы выполняем для наших клиентов (руководителей направления маркетинг в ведущих западных компаниях). Можно с уверенностью констатировать, что российский рынок директоров по маркетингу (в истинном понимании этого термина) находиться в зачаточном состоянии.

Нынешние специалисты по маркетингу имеют непрофильное, зачастую гуманитарное, образование, их средний возраст составляет 25-30 лет. Лишь весьма ограниченный круг директоров по маркетингу (не более 10) имеет западный МВА. Резюме "среднестатистического" специалиста по маркетингу сейчас выглядит следующим образом: около 27 лет, первое гуманитарное образование (историческое, лингвистическое, педагогическое), или редко - социологическое или экономическое, опыт работы личным ассистентом или ассистентом отдела продаж/маркетинга около 2-3 лет, рост внутри отдела маркетинга в одной компании. Частые переходы, характерные, например, для специалистов продаж, из одной компании в другую не очень типичны для данных специалистов (в 7 случаях из 10 специалист по маркетингу за 7 лет меняет 2-3 работодателей). Переходы между компаниями, как правило, ограничены одним сегментом (ТНП, бытовая техника, телекоммуникации и т.д.).

"Молодость" российского рынка, а также политика большинства западных компаний брать людей без опыта и растить из них менеджеров по маркетингу привели к парадоксальной ситуации. С одной стороны, компании затрачивают многомиллионные бюджеты на продвижение и поддержания своих марок. С другой стороны, этими бюджетами управляют сотрудники, не имеющие серьезного опыта и навыков. За все время нашей работы на рынке маркетологов мы видели единичных специалистов, которые могли точно определить текущую стоимость брэндов, которыми они управляют, представить динамику их развития, объяснить, как изменение в упаковке/весе/вкусе может повлиять на объем продаж брэнда, и т.д.

Несколько особняком стоят директора направления "Продажи и Маркетинг". Большинство из них начинали свою карьеру в начале/середине 90-х годов с должности торгового представителя в западных компаниях, быстро росли, накапливая знания. Многие специалисты из данной группы по собственной инициативе начали получать дополнительное образование в области общего управления бизнесом. Возможно, именно они могут эффективно накладывать на свой опыт в продажах теорию маркетинга. Мы говорим "возможно", поскольку за всю практику своей работы сталкивались с очень ограниченным кругом переходов специалистов из области продаж в область маркетинга.

В качестве вывода хотели бы еще раз подчеркнуть, что в России пока невозможно говорить о сформировавшимся рынке маркетологов.

Сводная таблица по данным открытых источников, компании Kelly Service, Ankor, проекта Resume-bank, BPO Executive search & Consulting


"Директор-Инфо" май 2003

be number one Rambler's Top100
Service

Сайт создан в системе uCoz