Анна Несмеева

Обзор рынка труда. Апрель 2003. "Почем продаются продавцы?"

«Рынок в “опьянении продаж”, россияне захвачены покупками», именно это можно сейчас услышать от аналитиков.

Действительно, за последний сезон рост покупательной способности населения, общая стабилизация экономики и высокие мировые цены на природные ресурсы привели к резкому увеличению оборотов торговых компаний. Активно развивается ритейл, фирмы–производители создают собственные сбытовые сети. Этот процесс вышел далеко за пределы Москвы и Санкт-Петербурга. Столичные торговые компании вновь вернулись в регионы, не отстают от них и местные игроки, многие из которых поставили своей целью выйти в этом году на общероссийский рынок.

Как следствие такого подъема— рынок труда в области продаж развивается опережающими темпами и существенно превысил докризисный уровень. По экспертным оценкам, сектор средних и крупных российских торговых компаний по сравнению с 2000г. увеличил штат продавцов в среднем на 28–30%.

Однако не все так радостно для беззаботных «сейлзов»: одновременно с ростом числа вакансий изменилась и сама структура предложения на рынке труда. Главная особенность сегодняшних вакансий в области продаж — несомненно, четкие требования к кандидату на работу. Так, все большим спросом пользуются сейлз-менеджеры в области продаж узких групп товаров или специалисты по продукту (брэнд-менеджеры). При этом обязательным условием является опыт работы на данном рынке (от трех лет), глубокое знание собственно продукта и специфики рынка, а также товаров–конкурентов. Огромным преимуществом становится дополнительное образование в области продаж или маркетинга. Не менее важным достоинством признается и опыт работы в регионах, поскольку большинство крупных и средних компаний ставят своей стратегической целью выход на региональные рынки.

Без преувеличения можно сказать, что этой весной на рынке труда настоящими «хитами» станут следующие позиции: менеджер по региональным продажам, специалист по продукту и руководитель сбытовой сети.

Однако отметим, что сетевые магазины, особенно региональные, переживают острый дефицит обученного персонала среднего и низшего уровня. Здесь наиболее востребованы кассиры, специалисты по выкладке товара, менеджеры по закупкам и снабжению, управляющие магазинами.

За последние годы на рынке соискателей привлекательность работы в области продаж заметно выросла, и в первую очередь у молодежи. Именно поэтому сегодня большинство торговых компаний с хорошей репутацией и перспективами на рынке не знают проблем с привлечением кандидатов на стартовые позиции, оставляя подбор такого персонала на откуп внутренней HR-службе.

Руководители торговых подразделений сталкиваются с другой проблемой. Это дефицит среднего менеджмента и завышенные зарплатные ожидания высококвалифицированных специалистов.

Валерий Поляков, руководитель кадрового объединения «Метрополис», президент АКПП

Вакансии в области продаж традиционно занимают ведущее место в портфеле заказов кадровых агентств, составляя более трети объема выполняемых проектов. Наибольшая часть приходится на вакансии рядовых менеджеров по продажам и торговых представителей в сегмент оптовой/мелкооптовой торговли. Причина этого кроется, во-первых, в массовости данных позиций, а во-вторых, в относительно высокой текучести персонала в области продаж вообще.


«Директор-инфо» № 14'2003
be number one Rambler's Top100
Service

Сайт создан в системе uCoz